antonina.detector.media
ДУСЯ
20.03.2009 10:58
Дуся начала охоту на арт-критиков
Дуся начала охоту на арт-критиков
Дело было вечером, делать было нечего, и ваша Дуся надела юбочку покороче - весна на дворе - и отправилась изучать арт-пейзаж и его обитателей. Пришло время, дорогие мои, поохотиться на арт-критиков, а то пишут они всякое разное, потрясая обществе

Дело было вечером, делать было нечего, и ваша Дуся надела юбочку покороче – весна на дворе – и отправилась изучать арт-пейзаж и его обитателей. Пришло время, дорогие мои, поохотиться на арт-критиков, а то пишут они всякое разное, потрясая общественность субъективизмом. Чем не повод – вернисаж самой гламурненькой столичной галереи KievFineArt, PinchukArtCentre не считается, там гламур иных галактических масштабов.

Галерейка сменила место дислокации – улица Дарвина вместо Пейзажной аллеи. Как новый фэн-шуй скажется на бизнесе, пока не понятно. Но ясно другое: сразу проснулась ностальгия по пейзажу. Первая выставка – кураторский проект Нади Пригодич – посвящена не чему-нибудь, а именно пейзажу.

Пригодич позвала в проект «Между землей и небом: новый украинский пейзаж» разных художников, и, не побоюсь этого слова, хороших: Арсена Савадова, Максима Мамсикова, Кирилла Проценко, Юрия Соломко, Александра Верещака, Жанну Кадырову, Ладу Наконечную.

Признаюсь, мне очень хотелось рассмотреть, что ж там такого натворили художники. Где там. Толпа алчных до искусства и чилийского вина гостей мешала созерцать прекрасное. Меня просто затоптали. Пространство галереи дышало жаром, как сауна. Рассмотреть все равно ничего не получалось, вот я и решилась поговорить с интеллектуально подкованной женщиной – куратором Пригодич.

Куратор выставки Надя Пригодич

 

Надя Пригодич начала первая:

- Дуся, выключи диктофон, а то я скажу какую-нибудь глупость.

- Это именно то, что нужно! Скажи, почему ты выбрала пейзаж, а не интерьер?

- Пейзаж всеобъемлющ, более ризоматичен, впитывает все…

- Что значит ризоматичен?

- В словарь посмотри, Дуся.

- Может, объяснишь? Или ты тоже не знаешь?

- Ризома – некая структура, достаточно гомогенная и всеобъемлющая…

- Ой, не надо, спасибо, все понятно с тобой. Почему кураторы в текстах так выделываются, они хотят, чтобы их никто не понял?

- Это не выпендреж, а устоявшаяся профессиональная лексика. Для того чтобы описать процесс, необходимо использовать специальную терминологию. Для журналов пишется другими словами.

- Как ты подбирала художников?

- Что значит «как»?!

- Ну почему именно эти, а не другие?

- По личным симпатиям.

И Надя демонически расхохоталась.

На пути Дуси возник художник и дизайнер Кирилл Проценко, вооруженный бокалом вина и дочерью Кирой. Усталым, но дружелюбным голосом Проценко сказал:

«Пейзаж – один из самых любимых жанров, внимательно слежу за пейзажем, интегрированным в популярные бренды, как то: «Боржоми», «Пшеничная водка».

Вот как нужно выражать свои мысли, коротко и ясно. Самое время было призвать к ответу арт-критиков. Анатолий Ульянов коршуном посмотрел на мое декольте.

Анатолий Ульянов - великий и ужасный

 

- Дуся, вы похудели.

- Что делать, Анатолий, кризис, стараюсь следить за модными тенденциями. Скажите, почему вы пишете всякие гадости, вы хотите, чтобы вас ненавидели?

- Мне кажется, что свет, как и темнота, является частью жизни, поэтому заглядывать в темноту – созидательная задача. Кто-то копается в трупах, кто-то собирает ландыши, кто-то коллекционирует карликов. Меня интересует «зазирание» в темноту. Мне кажется, это такая концепция социальной эволюции.

- А вы знаете, что в спину вам говорят? Выскочка, без искусствоведческого образования, какое он вообще имеет право про искусство писать…

- То, что есть мнения за и против, это прекрасно. Более того, мнения, которые существуют за, порой гораздо хуже мнений против. Знаете, Дуся, вот когда такой инцидент случается , и потом пишут: ох, какая красивая фотография, фингал – это романтично, красиво, мне кажется, что это просто дебильная реакция, такая же, когда пишут: а если бы его убили… Пусть и такая реакция будет. Но мы видим, что в нашем обществе реакцией на текст и на высказывание, то есть на не физическое действие, может быть действие физическое. Мне кажется, что это неправильно.

Дуся согласна с Ульяновым, но Тарантино не согласен, критиков он избивал, а Орсон Уэлс так вообще жрецам вуду заказывал. Опасная, так сказать, профессия. Но Ульянов заверил Дусю, что и дальше будет жечь глаголом сердца людей... Дуся на это очень рассчитывает.

И тут появилась она, лучезарная Маша Хрущак… Чтоб вы и не сомневались, все галеристы хотят понравиться арт-обозревателю «Афиши».

Арт-обозреватель "Афиши" Маша Хрущак

 

- Ты за гуманизм и милосердие в профессии?

- Лояльность – да. Потому что нужно учитывать, что в Киеве происходит, мы же не будем сравнивать это с выставками в PinchukArtCentre – это явления разного порядка.

- Как тебе выставка?

- Неплохой кураторский проект. Можно говорить о тенденциях. В самом деле, подняли вопрос современного украинского пейзажа. Знаю, что с художниками сложно было работать, с ними всегда сложно, но на выходе получили несколько неплохих работ. У Жанны Кадыровой отличная работа, она выйдет на обложке следующего номера «Афиши».

С Машей было все ясно, Дуся не растерялась и набросилась на арт-критика Олю Жук.

- Какие мысли несешь читателям глянцевого издания?

- Я бы не назвала Time Out глянцевым. Еженедельник, вполне демократичное издание. Стараюсь писать одновременно доступно и не впадать в искусствоведческую глоссолалию.

- А что это такое?

- Ля-ля-ля, неструктурированный языковой поток. С другой стороны, стараюсь не слишком профанировать, мне очень важно выдержать баланс. Мне кажется, важнее донести интенцию (это, родные мои, направленность. – «Дуся»), чем самой распространяться о какой-то философии. Могу сделать критическую ремарку или комментарий, но для меня важнее, чтобы присутствовало высказывание людей, которые делают событие.

- Как думаешь, это о..енная выставка или о..ительная?

- Я не знаток инвективной лексики, но если говорить о суффиксах, то -ительная.

- Почему?

- Потому что у нас групповые выставки стали редкостью, такие, где создают новые работы специально под какой-то концептуальный проект, под задачу, поставленную куратором.

Дуся в размышлениях выпила наконец-то холодного чилийского вина и решила, что наступило время поговорить о неприличном – о деньгах с хозяйкой бала – владелицей галереи Татьяной Франчук.

- Татьяна, вы рассчитываете разбогатеть?

- Да!

- Кризис, все экономят, а KievFineArt деньги на переезд тратит.

- Я не нуждаюсь, слава Богу. Выставка хорошая, авторы хорошие, в любом случае я рада, что у нас такая красивая выставка.

- Вы читаете отзывы, то, что пишут о галерее?

- Нет.

- Почему?

- Мне не повезло, как-то прочла несколько заметок, а там негатив, и решила этого больше не делать. Но я очень хорошо отношусь к журналистам.

Так что, дорогие мои арт-критики и журналисты, будьте как-то добрее, что ли, а то вас уже даже и не читают. Хотя, с другой стороны, боятся – значит, уважают. И тут Дуся увидела энергичного галериста Александра Щелущенко («ЦЕХ»).

- Пришел завидовать, да?

- Да, Дуся! Я вряд ли дотянусь, до такого уровня.

- О тебе говорят нехорошие вещи, интригуешь, демпингуешь, клиентов переманиваешь.

- Первый раз об этом слышу. Первый раз меня упрекают. Не могу это комментировать.

Дуся заприметила дирекцию галереи «Коллекция» (завидная собственность Юрия Когутяка) – арт-директора Олега Байшева и директора Дарину Жолдак.

Олег Байшев сказал пару слов, что он думает о конкуренции:

Арт-директор "Коллекции" Олег Байшев на фоне картины Максима Мамсикова

 

«На самом деле, нет конкурентов, есть коллеги, потому что галерей мало, художников еще меньше, коллекционеров раз, два и обчелся. Сейчас кризис, и важно разрабатывать имиджевую составляющую. Покупают мало, как правило, старые клиенты, у Тани Франчук свои, у нас свои. Дорогу друг другу не переходим.

Нравится картина Максима Мамсикова – это настоящая работа, концептуальная работа: современный городской пейзаж».

Евгения Губская сказала Дусе по секрету, что положила глаз на кафельную картину Жанны Кадыровой, хотя прежде она современное искусство не коллекционировала. Автогонщик и очень интересный мужчина Алексей Мочанов, напротив, выразил недоумение по поводу не только картины Кадыровой, но всей выставки.

Алексей Мочанов - ценитель классического искусства

 

«Не понимаю, как такое может нравиться. Если это стоит дорого, то не понимаю, кто покупатель. Я долго жил в Питере и вырос на шедеврах классического искусства. Одним из руководителей моего отца был академик Пиотровский – директор Эрмитажа, и мне повезло ходить не только по тем этажам, которые открыты для посетителей, но и тем, куда могли прийти только сотрудники. И кстати, даже тогда я смотрел на «Красного коня» Петрова-Водкина, и понимал, что мне «Три богатыря» Рериха больше нравятся. Сами лошади были симпатичней, и богатырем я хотел стать, а мальчиком на красной коняке, честно говоря, нет. Думаю, что человеку нужно показывать только красивое, потому что говно он видит сам».

Ну как тут не призвать к ответу художницу Жанну Кадырову?

- Твоя работа вызывает очень противоречивые мнения. Почему ты выбрала дома такие уродливые.

- Уродливые или не уродливые, это кому как кажется. Я, например, думаю, что это очень красивое здание, хотелось это показать.

В одном из закоулков галереи вашей Дусе удалось подслушать разговор незнакомой дамы: «Приезжай, у меня платье до клитора». Вот это флирт, кто бы мог подумать, что современное искусство, тем более пейзаж, похлеще афродизиаков?

На всякий случай Дуся решила охладиться, уловив удачный момент: на улице перед галереей заиграла музыка а-ля Бреговича. Тут же, будто из-под земли, возник Мясоедов, экс-главред журнала EGO.

- Что собираетесь возглавить?

- Корпорацию монстров.

- Вот это дело, вот это я понимаю!

- Все будет хорошо, начиная с сентября. Больше ничего не скажу. Хотя, нет, Дуся, хочу тебе пожелать: было бы что кушать, и что пить, и чем радовать посетителей прекрасного портала.

Дуся так была потрясена пожеланием Мясоедова, что чуть не сбила с ног издателя журнала Art Ukraine и директора Украинского дома Наталью Заболотную. Что, в общем-то, неплохо, потому что удалось пролить свет на это в высшей степени странное и удивительное издание.

Наталья Заболотная мысленно уже на "Сотбис"

 

Наталья Заболотная:

- Мы готовим англоязычный выпуск журнала Art Ukraine, цель – популяризация современного искусства.

- Это приурочено к «Сотбис»?

- «Сотбис» – это только часть целевой аудитории, у нас с ними контракт на рекламу, в спецвыпуске – 12 украинских художников, представленных на торгах «Сотбис». Спецвыпуск будет распространяться на Венецианской биеннале, в Арт-Базеле.

Ну что ж, это хорошо, что мы им – заграничным капиталистам – покажем не только 12 художников, но и спецвыпуск Art Ukraine. Значит, мне, Дусе, будет чем вас радовать и дальше.

Короче говоря, жизнь удалась. Гламурненько получилось, хотя, не скрою от вас, что вечер был омрачен отсутствием некоторых арт-критиков: Алисы Ложкиной («Топ-10»), Юлии Куприной («Фокус»), Олега Сидора-Гибелинды и Алексея Титаренко. Прогульщики! Обещаю, с ними как-то разберусь.

Ну всё, я побежала.

Всегда с вами, иногда без вас.

Дуся.

Именинник Иван Дербастлер

Хозяйка галереи KievFineArt Татьяна Франчук (справа) и Влада Литовченко

Директор галереи "Коллекция" и участница "шоу блондинок" Дарина Жолдак с дочерью

Евгения Губская присмотрела картину Жанны Кадыровой

Сюрпрайз: совершенно случайно в кустах оказался оркестр

Экс-главред EGO Сергей Мясоедов: "Все будет хорошо, начиная с сентября"

У нынешнего главреда EGO Андрея Тараненко все уже хорошо

Фото Макса Левина

antonina.detector.media