antonina.detector.media
ДУСЯ
30.09.2009 16:00
Артем Литвиненко: «Конечно, это приятно. Спору нет»
Артем Литвиненко: «Конечно, это приятно. Спору нет»
Артем Литвиненко: «Конечно, это приятно. Спору нет»       - Я слышала, что вы учились в КПИ. - «Коммуникации, комплексы и системы радиосвязи». Когда инженеры что-то включают, я, по крайней мере, догадываюсь, что происходит. Но меня исключили с

Режиссер Артем Литвиненко работал на многих телевизионных проектах: на плюсовском «Сніданку», на «Подъеме», в «Акулах бизнеса», на первой и второй украинских  «Фабриках». Сейчас он трудится на продакшене Film.Ua над программой «Давай одружимося».

В 2008 году Литвиненко снял свой первый игровой телевизионный фильм «Папа напрокат», который в 2009-м получил три награды на Ялтинском международном телекинофоруме «Вместе»: в номинациях «Дебют», «Актриса» и «Актер». Вместе с режиссером «Папы напрокат» Артемом Литвиненко дипломы получили исполнители главной мужской и женской ролей ‑ Сергей Гармаш и Алена Бабенко.

Мы встретились с Артемом и его сыном Ильёй на детской площадке в парке Славы. Илья время от времени прибегал к нам и докладывал обстановку. Пока Илюша резвился, мы с Артемом разговаривали.

- Я слышала, что вы учились в КПИ. 

- «Коммуникации, комплексы и системы радиосвязи». Когда инженеры что-то включают, я, по крайней мере, догадываюсь, что происходит. Но меня исключили с пятого курса летней сессии. 

-Что же вы наделали?

-Мы играли в КВН в команде «Ковбои политеха» и практически не учились. В тот период давали проходной диплом - бакалавра. Я его и получил. Сейчас практически все мои друзья-кавээнщики на телевидении: Наташа Джунь была на «Интере», Макс Нелипа ведет на «Плюсах» программу «Кто там?», Макс Дебенко, кажется, программный директор на Новом канале.   

"Мы играли в КВН в команде «Ковбои политеха» и практически не учились"

- Вы самоучка или вас кто-то учил профессии?

- Есть базовый набор фильмов и книжек, который должен посмотреть и прочитать каждый уважающий себя режиссер. Об этом базовом наборе я узнал от оператора Марата Давыдовича Радовского. Он все время подбрасывал мне литературку, задавал мне направление. За что я ему очень благодарен.

- Когда начали заниматься режиссурой?

- Где-то с седьмого класса я уже не сомневался в выборе профессии. В 18 лет я начинал ассистентом режиссера на ТРК «Золотые ворота». Мечтал попасть на «1+1». Спустя полтора года я пришел в «Сніданок» ассистентом режиссера.

Илюша: "Тёма, пошли с горки спустимся вместе со мной"

- Вас пригласили или вы пришли самостоятельно? 

- У меня была инсайдерская информация от Оксаны Алексеенко, которая с нами играла в команде КВН. Тогда она работала редактором на «Сніданку» и слила информацию о том, что есть вакансия ассистента режиссера. Канал «1+1» всегда был достаточно закрытым, но я начал ходить к продюсеру Валерию Давыдовичу Оселедчику и говорить: «Возьмите меня». Недели две ходил, пока он не сказал: «Ну не знаю, попробуйте». На «Золотых» я был режиссером, а на «Плюсы» перешел ассистентом. Тогда был расцвет канала, Роднянский был генеральным директором. По внутренним ощущениям, работать на «1+1» ‑ вроде как работать на ВВС. Мне повезло. Благодаря Алле Липовецкой, которая на то время была главным режиссером «Сніданка», дело пошло быстрее. Она мне доверяла делать рубрички. Я с Аллой люблю работать, потому что она экспериментатор: не боится запускать новые проекты, которые не известно, пойдут - не пойдут, не идет проторенной дорогой. Мы с ней в этом смысле по духу похожи.

"По внутренним ощущениям, работать на «1+1» ‑ вроде как работать на ВВС. Мне повезло"


- Как происходило собеседование у Оселедчика?

- Я помню, что Валерий Давыдович смотрел сквозь меня. Когда я приходил, он смотрел на двери, на часы. Но я очень хотел попасть. И это в какой-то момент сработало. Тогда эфир «Сніданку» состоял из двух частей: первая - прямой эфир, когда нужно серьезно сидеть на кнопках, потому что был выпуск новостей и прочее. Вторая часть, в промежутке между сериалами, 10 минут, ничего особенного ‑ беседа с одним гостем. Где, собственно, можно было попробовать человека. Мне предложили попробоваться в этой второй части. Я очень готовился, читал сценарий всю ночь. Прихожу утром, а ассистент, который работал, не вышел. Мне режиссер говорит: «Давай садись». Я отвечаю, что «не пойду, потому что готовился на вторую часть». Но в полуобморочном состоянии отэфирил, и без единой лажи. Меня взяли на эту работу. В то время, если ты промахнулся по кнопке, то это обсуждается на собрании, и ты не знаешь, есть ли у тебя работа. Не было такой расхлябанности, как сейчас. Каждый понимал свою зону ответственности. Я очень рад, что эта школа у меня была. Я попал сразу в высокопрофессиональную команду.

- Вы когда-то промахивались по кнопкам?

- Как-то промахнулся по сериалу, что гораздо жестче. Я повторил ту же серию, которая была в эфире. Работал уже год. Мы вышли на перекур, и я увидел, как Таня, девочка, которая работала на телефоне, идет ко мне с квадратными глазами. Мое сердце, как в фильме «Амели», вдруг стало хрустальным и разбилось об этот гранитный пол АСК. (Смеется.) Я понял ‑ что-то случилось. А случилось то, что все бабушки, которым по 80 и больше лет, зрители этого чудесного мексиканского сериала типа «Моя роза. Часть 8», начали не просто звонить, а звонить и кричать: «Я молю Бога, чтобы подольше прожить, чтобы увидеть окончание этого сериала. А вы повторили ту же серию!!!». Я Тане говорю: «Давай в две руки гасить волну бабушек, чтобы эта информация не попала в офис». Вот мы им отвечаем, и тут мне по плечу стучат и говорят: «Это тебя, из офиса». Я думал, что это все, моя работа на канале «1+1» закончена. Но ничего: оштрафовали и обошлось. Видимо, все восприняли эту ситуацию с юмором из-за возникшей волны.

Илюша: "Тём, а мы придем еще сюда?"
Артем: "Обязательно. А ты что, с другом договорился?"
Илюша: "Да. Вон, видишь, сидит".
Артем: "И как его зовут?"
Илюша:"Сейчас пойду спрошу"

Но «Сніданок» поменял свой формат. Стал более новостным. Я ушел на «Подъем» где-то на полгода. Это были золотые годы «Подъема». Все держалось, по большому счету, на чудесном импровизе двух замечательных ведущих: Юры Горбунова и Маши Ефросининой. Если «Сніданок» был более классическим, то «Подъем» был молодежным, взрывным.

Потом возникла «Остання барикада» на «Плюсах». Я, естественно, быстро вернулся в ту же команду. Позже я опять куда-то ушел, кажется, на «Интер». Мы делали с Лешей Гончаренко и Аллой Липовецкой «Мистер Кук» на тогдашней «Мелораме». Потом был замечательный проект «Про кино». Он год просуществовал, а потом закрылся. Тогда как раз начались всем известные пертурбации с каналом. Еще я работал в «Акулах бизнеса», программа шла на ICTV. Это был необычный формат: попытка сделать из статичного проекта динамичный. 

- Вы работали и на «Фабриках». Чем они вам запомнились?

- Объемной большой декорацией. Поработать с большой декорацией на второй «Фабрике» - вот в этом был мой личный интерес.

- Мне говорили, что вы делали документальный фильм с Юрием Макаровым.

- Мы делали, но так и не сделали. Это должен был быть плюсовский проект под названием «Цивилизация»: большой 15-серийный фильм, переосмысление 90-х годов.

"Поработать с большой декорацией на второй «Фабрике» - вот в этом был мой личный интерес"

- А почему не доделали?

- Наверное, объем похоронил этот фильм. Мы сделали почти две серии. Эти материалы, наверное, хранятся где-то на «Плюсах».

-  Я слышала, что вы снимали эротическое кино.

- Нет, неправда. Я не снимал эротическое кино. (Смеется) Был пилот такого проекта, который назывался «Клубнички». Весь этот ужас позже шел в эфире.

- Вам за него стыдно?

- Нет. Пилот был другой. Его заказали продакшену некие британцы. Мы договаривались, что я делаю только пилот. Пилот понравился.

Илюша: "Тём, у меня шнурок развязался"

- Вы работали в штате «Стар Медиа»?

- Вы имеете в виду трудовую книжку? Я не знаю, где у меня валяется трудовая книжка, и когда в последний раз в ней была какая-то отметка. Все мы работаем по договору. Мы начинали еще в «Мелораме». Оттуда все контакты, по сути. На «Стар Медиа» я был вторым режиссером, работал с Максом Паперником на мюзиклах «За двумя зайцами», «Снежная королева».

- Кто-то из режиссеров, с которыми вы работали, дал вам новые знания?

- Конечно. Я всегда рассматривал телевидение как определенный этап в своей карьере. Потому что телевидение построено по принципу «Ты один раз что-то делаешь, а потом просто «скопировал-вставил». Есть люди, которым это только и нужно. А у меня наоборот: как только что-то накатывалось, мне становилось скучно. Мне всегда хотелось чего-то нового. Я всегда хотел снимать игровое кино.

"Мы начинали еще в «Мелораме». Оттуда все контакты, по сути"

- «Папа напрокат» - это первый ваш телефильм?

- Да. Первый игровой.

- Вы снимали телефильмы до «Папы напрокат»?

- У меня еще документалка была «Три мушкетера. 27 лет спустя». О старом советском фильме «Три мушкетера». Фильм выходил на «1+1». Роднянский пустил меня с этим проектом. Это был скорее фильм о феномене этой картины. Потому что после ее трансляции во дворах начали играть в мушкетеров. Как раз мое детство, все эти шпаги из деревяшек.

"Как раз мое детство, все эти шпаги из деревяшек"

- «Папа напрокат» ‑ заказ «Стар Медиа» или ваше желание сделать кино?

- Это было моим желанием. Я работал вторым режиссером и почувствовал, что готов сам снимать кино.

- Вы сами подбирали команду и актеров?

- Да. В этом-то и прелесть отличия кино от телевидения. В кино ты сам выбираешь, с кем тебе работать. Это большой плюс.

- Вы работали с Сергеем Гармашем и Аленой Бабенко. Это довольно известные актеры. Они проверяли ваши знания?

- Проверяли. В основном Сергей Леонидович, конечно. Так вот, невзначай, забрасывал какие-то вопросы. Например: «А что ты окончил, кстати?». (Смеется) Я ему ответил, что Киевский политехнический институт. Он так внимательно на меня посмотрел и говорит: «Хорошо». Или: «Мы были такого же возраста, как ты. Кстати, сколько тебе лет?». Мы с Сергеем Леонидовичем общались полтора часа. Выходя от него, я понял, что он будет сниматься в фильме. С Аленой все тоже было достаточно легко. Ее больше интересовала роль: как я ее вижу, как она ее видит. Мы сняли этот фильм за 21 съемочный день. Это очень плотно, мягко говоря.

Илюша: "Тём, сейчас дождь будет. Пошли спрячемся в кафе"


- Как вас принимали в «Артеке»? Ваш фильм возили туда в рамках Международного кинофестиваля детского и молодежного кино.

- Вы знаете, я об этом прочитал из газет. Даже не знал о том, что фильм был в «Артеке». Значит, фильм живет своей жизнью.

- Расскажите о самом Ялтинском телекинофоруме «Вместе». Фильм получил награду в трех номинациях.  Как происходило награждение?

- Председателем жюри был режиссер Александр Прошкин. Это режиссер, который снял «Холодное лето 53-го». Был еще Валерий Ахадов, Лев Дуров. Другие люди были мне менее знакомы.

По-моему, диплом вручал как раз Валерий Ахадов Награждение происходило в торжественной обстановке, зал «Юбилейный» был украшен цветами и флагами народов, ну, в общем такое... пафосное мероприятие, что тут говорить. В то же время, так как это курортный город, то пафос такой...

Валерий Ахадов вручает диплом Артему в номинации "Дебют" Х Международного телекинофорума "Вместе"

"Конечно, это приятно. Спору нет"


- Курортный?

- (Смеется) Да... курортный пафос. Я к телекинофоруму относился достаточно легко и спокойно. Воспринял его как прекрасную возможность съездить на четыре дня и отдохнуть в Ялте за счет заведения. Особых иллюзий или страдания по поводу «дадут ‑ не дадут» не было. А когда получилось так, что я выиграл три награды, тогда я ощутил все сразу. Конечно, это приятно. Спору нет.

- Есть у вас желание снять полнометражный фильм или вы концентрируетесь больше на телевизионных?

- Есть. Я хочу снимать кино.

- В какой стадии сейчас находятся ваши планы?

- На стадии сценарной разработки.

"На телевидении все проще, все понятней"


- Что вам дает режиссура? От чего вы получаете кайф в этой профессии?

- Кайф от того, когда получается. Это, конечно, самый большой кайф. Когда чувствуешь, что это оно. На телевидении все проще, все понятней. И результат конечный очевиднее на этапе подготовки. Когда снимаешь фильм, то, по сути, работаешь вслепую. Ты чувствуешь, понимаешь, знаешь какие-то механизмы. Все написано правильно, хорошие актеры, а сцена не идет, видишь, что она неживая. Нужно что-то срочно менять, двигать, искать. И когда щелкает и все получается, тогда от результата есть удовольствие.

Тут к Илюше и Артему присоединилась мама одного из них и жена другого - Яна. Она напоила мальчиков соком и увела домой.

Дуся

Фото Яны Новоселовой, архив Артема Литвиненко

antonina.detector.media