antonina.detector.media
Игорь Левенштейн
02.12.2009 12:23
Реквием по честной игре
Реквием по честной игре
Давеча побывал я на одной радиостанции в качестве гостя программы о футболе. Хорошо так посидели с двумя ведущими, поговорили о всяком-разном. И в контексте беседы я отреагировал на новость о том, что президент ФИФА Зепп Блаттер обратился со сло

Давеча побывал я на одной радиостанции в качестве гостя программы о футболе. Хорошо так посидели с двумя ведущими, поговорили о всяком-разном. И в контексте беседы я отреагировал на новость о том, что президент ФИФА Зепп Блаттер обратился со словами утешения к Тьерри Анри по поводу его игры рукой в стыковом матче с Ирландией. Дескать, не переживай ты так, Тьерри, бывает, твое дело игроцкое, а судья нехай смотрит внимательнее.

Тут я, понимаешь, зацепился и, злоупотребив эфирной возможностью, выдал старую историю с противоположным примером - о честной игре.

История такова. На чемпионате мира 1962 года в далекой республике Чили играли в группе сборные СССР и Уругвая. На кону стоял выход в четвертьфинал. И вот при счете 1:1 прорвался по правому краю к уругвайским воротам советский форвард Игорь Численко. И под острым углом нанес удар. Бац - и мяч в сетке. Судья свистит и показывает на центр. Уругвайцы в шоке, руками машут, что-то лопочут, мол, не мог мяч с такого угла и по такой траектории в ворота залететь, а судья только головой качает. И тут капитан сборной СССР Игорь Нетто спрашивает Численко: «Был гол?» А Численко говорит: «Нет, это мяч через дырку в сетке в боковую сетку залетел». Подошел Нетто к судье, подвел его к воротам и показал дырку в сетке. Ну, судья плечами пожал, и поставил удар от ворот. Уругвайцы охреневшие жали Нетто руку и говорили «Грасиас, капитан!» А матч в конечном счете СССР выиграл, Бог не фраер.

В общем, рассказал я эту историю с таким пафосом: вот, мол, что такое честные спортсмены, не чета жулику Анри, загубившему под старость лет свою высокую репутацию. Мучается теперь, и поделом.

А мой молодой собеседник поглядел на меня с искренним удивлением и говорит: «Да мало ли что было в 1962 году, когда до моего появления на свет еще пятнадцать лет оставалось? Тогда какие стимулы были?»

И подумал я, что в очередной раз отстал от жизни со своими пионерскими представлениями о чести и этике. Ведь, пожалуй, если бы Анри проявил честность и сказал бы судье, что подыграл себе рукой, и это стоило бы Франции выхода в финальную часть чемпионата мира, далеко не факт, что его поступок встретил бы одобрение большинства французских болельщиков. И был бы он что-то типа «Чучело - предатель». Какая нах фэйр-плей? Какая в жопу этика? Те деньги лучше, которых больше, победителей не судят, и вообще might is right.

И подавился я другой стародрыщенской историей о фэйр-плей, которую также хотел было рассказать. Как на чемпионате мира 1934 года в четвертьфинале играли Италия с Испанией, и в ворота испанцев был назначен пенальти. Бить вышел легендарный форвард Джузеппе Меацца, чье имя сегодня носит стадион в Милане (он же «Сан-Сиро»). А в воротах Испании стоял не менее легендарный Рикардо Замора, лучший вратарь мира довоенных времен. Значится, бьет Меацца, и Замора мяч берет вчистую. Поднялся он с мячом, а Меацца подбегает к нему и протягивает руку, дескать, восхищен, поздравляю. Замора в чувствах мяч на травку бросает и обнимает Меаццу. Трибуны ахнули и замерли - мяч-то считается в игре, вот он лежит у ног перед пустыми воротами. А Меацца посмотрел на этот мяч, повернулся и побежал в поле. Спортсмен, мля...

Да, ребятки, это вам не мячик в аут выбивать, когда соперник на травку прилег. Не деток на поле выводить. Не плакаты против расизма вывешивать. Это и была та самая фэйр-плей, честная игра. Была, да вся вышла. Не переживай, Тьерри Анри, мы еще Марадону не забыли с его рукой Бога. А твоя чем хуже?

В Ирландию, правда, ездить не советую.

Иллюстрация - epril.ru

antonina.detector.media