antonina.detector.media
ДУСЯ
22.10.2014 14:01
Режиссер Владимир Тихий преподнес фаст-фуд о Надежде Савченко
Режиссер Владимир Тихий преподнес фаст-фуд о Надежде Савченко
Недавно Дусе позвонил Вячеслав Пиховшек и как бы невзначай поинтересовался, случайно ли премьеру фильма «Наша Надія» в Киеве решили провести аккурат перед выборами. Тут я вспомнила о лежащем в кармане приглашении, припудрила свой любопытный нос и пош

Дуся стояла и припудривала свой любопытный нос в фойе киевского кинотеатра «Жовтень», и тут ей позвонил Вячеслав Пиховшек - как бы невзначай поинтересоваться, случайно ли премьеру фильма «Наша Надія» решили провести аккурат перед выборами. Ваша покорная слуга несколько напряглась и решительным шагом направилась в зрительный зал, дабы через полтора часа выйти в состоянии глубокой озадаченности и легкой грусти.

Лица депутатов, ведерки с попкорном, коробочки для сбора писем к пленной летчице, камеры телеканалов - команде режисера Владимира Тихого удалось создать вокруг фильма ажиотаж. Адвокат Юлии Тимошенко, вечный «алиментщик» Сергей Власенко, депутат «Батьківщини» Андрей Кожемякин и его коллега Владимир Бондаренко, «свободовец» и глава Госкино Филипп Ильенко, активист и новоиспеченный член все той же «Батьківщини» Игорь Луценко - по моим наблюдениям, журналистов все эти люди интересовали больше, чем члены съемочной группы. Тем более двойственным оказалось впечатление от «Нашої Надії». Скажу честно: увиденное кино показалось мне поверхностным. Кроме того, у меня осталось чувство обманутости политической спекуляцией, под влияние которой, сознательно или нет, попало в данном случае кинообъединение «Вавилон'13». Контраст между фильмом Тихого и трогательной непосредственностью и одновременно решительностью мамы и сестры Нади , которых также пригласили на киевскую премьеру фильма, сделало это мое ощущение после просмотра почти нестерпимым.

Режиссер Владимир Тихий и сестра Надежды Савченко - Вера Савченко


Начнем с того, что фильм не о Савченко. Впрочем, Тихий еще в интервью Екатерине Сергацковой говорил о том, что кино не о пленной летчице, а о войне вообще - и при этом упрямо отрицал факт спекуляции на образе Нади. По правде говоря, я надеялась увидеть фильм именно о Савченко. Не слезливый байопик, плавно и неуклонно подводящий к тому, что Наде с пеленок было уготовано стать героиней и мученицей, нет. По-моему, эта женщина достойна того, чтобы посвятить фильм именно ей, особенно, если уж она волей судьбы оказалась неким символом борьбы и, как бы это пафосно ни звучало, надежды украинцев. И попытка выехать на образе Савченко - авось вывезет этот не лучший фильм «про войну», в который, словно роза в торт, воткнута Юлия Тимошенко в накрахмаленной блузочке, - выглядит откровенно цинично.  

«Наша Надія» начинается с событий в Крыму - оккупации полуострова российскими военными без знаков отличия. Далее нам показывают «русскую весну» на Донбассе - в частности, празднование Дня победы и референдума в Славянске. Беснующаяся толпа, радующаяся «возвращению домой» в Россию, - это, конечно, очень показательно, особенно для адептов евгеники, но возникает вопрос: почему режиссер не показывает нам другую сторону медали, другое мнение? Ведь Крым и Донбасс - это не только «ополченцы» и сторонники реанимации СССР.

Далее режиссер переходит собственно к истории Савченко - очень фрагментарной, постоянно перемежающейся рассказами о добровольческих батальонах. Все это, конечно, интересно, но здесь практически не пахнет режиссурой. 

Такое впечатление, что Тихий на самом деле не хочет ничего объяснять зрителю и просто бросает ему кое-как связанные закадровым текстом куски отснятого материала - где своего, где принадлежащего «Громадському ТБ» либо найденного на просторах интернета - и отчаянно хочет выдать это за фильм. Но фильма нет. Нет авторской рефлексии, нет попытки проанализировать происходящее. Возможно, потому, что Тихий хотел, как говорил незабвенный Иван Плющ, «впихнуть невпихуемое» - и проблемы добровольческих батальонов, и героизм волонтеров, и политическую агитацию, и саму историю Нади Савченко.


«Наша Надія» - это не документальное кино в полном смысле этого словосочетания. Закадровые комментарии и «говорящие головы» как-то очень попахивают телевизором. Именно голос за кадром и субтитры (кстати, вопиюще безграмотные) выдают слабость картины: хороший документальный фильм просто не нуждается в таком количестве комментариев. Мне кажется, из «Нашей Надії» получился бы вполне сносный телепродукт, но Боже упаси выдавать это за настоящую документалистику и показывать на фестивалях. Для внутреннего пользования на украинских телеканалах - замечательно. Особенно если акцентировать на том, что это не кино как таковое, а часть общенациональной акции в поддержку Надежды Савченко.

Работа Тихого вызывает особенно острую грусть в связи с предстоящими выборами. Возникающая в фильме, как черт из табакерки, Юлия Владимировна с грустными глазами лани рассказывает о том, что ну просто не могла не уступить Надежде Савченко первое место в списке «Батьківщини». То, как поставлен и выполнен этот эпизод, заставляет если не усомниться в искренности режиссера, то как минимум заподозрить, что картина вышла сырой по причине предвыборной спешки. Успели. А жаль.

Мать Надежды Савченко - Мария Ивановна Савченко


Даже если отбросить явную политическую составляющую «Нашої Надії», меня тревожит другое. В условиях военного времени есть очень большой соблазн делать быстрый, но некачественный продукт и выдавать его за что-то стоящее, прикрываясь тематикой и известными лицами. Ну, у кого язык повернется раскритиковать фильм, в котором показана правда? Или, по крайне мере, часть правды о том, в каких условиях воюют добровольческие батальоны. В котором все герои - настоящие, ежесекундно рискующие жизнью, вынужденные обеспечивать себя сами, без особой надежды на государство? В конце концов, снявшие это кино люди точно так же рисковали здоровьем и жизнью. И в результате форма окончательно уступает даже не смыслу, а теме. Все, что о войне и о героях, - неприкасаемо для критиков. В итоге мы получаем киношный фаст-фуд, за который, по-хорошему, должно быть стыдно.

Я рада, что «Наша Надія» есть. Я благодарна «Вавилон'13» за то, что они делают. Я искренне верю, что когда-нибудь все отснятое ими поможет нам понять, что, как и почему произошло в нашей стране, в чем мы ошибались и что нужно сделать, чтобы весь этот ужас не повторился в будущем.

Но, пожалуйста, давайте не будем называть это словом «кино».

Ваша Дуся

 

 


фото: odessa.daily, life.pravda.ua

antonina.detector.media