Джамала на носу
Обычно то, что тебе на самом деле нужно – прячется в самом неожиданном месте, а именно прямо у тебя под носом. Так было в Юрмале летом прошлого года, куда я приехал писать интервью с разнообразными гламурными подонками, и не замечал самого интересного.
(Только что вспомнил анекдот про Багратиона, которому перед началом Бородинской битвы доложили: «французы на носу!» Грузин невозмутимо ответил: «Если на моем носу – мы еще успеем пообедать!»)... так вот под самым носом у меня пела чудесная девушка, а я вертел головой по сторонам, даже не подозревая, чем это закончится.
Есть два вида животных, которых невозможно заставить смотреть туда, куда нужно. Это коты и музыкальные критики. К одному из этих подвидов позвоночных, очевидно, принадлежит и ваш покорный слуга.
Короче, я увидел выступление Сусаны Джамаладиновой (Джамалы) только в последний день конкурса. Хворостовский аплодировал стоя («Не потому, чтоб я ее любил, а потому что мне темно с другими»... Конкурсанты в Юрмале, в массе своей, нуднейшие пост-совковые попсовики...)
В тот вечер мы со съемочной группой покуривали трубки в одном из юрмальских кафе. Кафе было битком набито русскими туристами, которым Сусана, поначалу, не очень нравилась. Один из них сказал, что она поет «на каком-то идиотском языке». Он сказал это увидев, что участница — из Украины. На самом деле в тот вечер она пела по-английски... Немного погодя, когда русские туристы увидели, что Сусане стоя аплодирует даже женщина-броненосец Алла Пугачева, они смягчились и смогли немного расслабиться.
Так все началось. Осенью, когда студия по производству документальных фильмов на «Интере» была расформирована и мы, фактически, оказались на улице, я уговорил одного из самых вменяемых режиссеров украинского документального кино – Софию Чемерис – поучаствовать со мной в съемках фильма о Сусане.
София сказала: «ок, но при одном условии – мы залезем ей в горло, чтобы снять связки! А еще мы должны сделать ей кардиограмму...».
Потом Сергей Созановский, которому мы предложили устроить этот эксперимент, порекомендовал исследовать ее геном («Есть, мол, у меня один такой знакомый»); я, в свою очередь, познакомился с ученым, взявшимся показать работу мозга человека в процессе пения.
Нам всем было непросто делать этот фильм, особенно мне, ведь я никогда раньше не делал «научпопа» ("неучпоп" – так я иронизировал про себя, пока мы с Софией собирали в единое целое десятки часов разнообразнейшего отснятого материала).
Взрослые; верней мы, которые считают себя взрослыми, уже подзабыли это чувство упоительной радости, а вслед за ним -- пустоты и разочарования при виде разобранной и брошенной посреди детской комнаты игрушки. Когда мы снимали «Анатомию голоса», то чувствовали эту упоительную радость ребенка... за которой не последовало пустоты!
Ведь Сусана Джамаладинова – это не простая игрушка, которую можно разобрать по косточкам. Она – это настоящее чудо. Чудо обаяния, терпения и таланта.
Она терпела наши жестокости, любопытствующие длинные носы и всюду подсматривающие глаза – объектив Германа Федоренко.
Сусана – не типичная звезда, а «анатомия голоса» -- не типичная передача. Это не история Джамалы-певицы; там где-то за кадром всегда прячется циничный и ничем не брезгующий Доктор Хаус, подзуживающий: «сделайте ей МРТ!»
Мы сделали...
В итоге получилась небольшая экспериментальная документальная лента «Анатомия голоса», которую «Интер» покажет 28 февраля, в воскресенье, в 23:35 по киевскому времени.
Спасибо всем, и приятного просмотра!
фото с сайта
http://trashez.livejournal.com/37428.html#cutid1