На что обижаются режиссеры
Как бывший режиссер, широко известный в узких кругах под фамилией Дмитриева, я хотела бы написать пару слов о значении режиссера в создании телевизионного продукта.
С незапамятных времен и до сих пор в творческих вузах режиссеров любого направления учат тому, что они должны отвечать за созданное ими произведение целиком.
Любой мало-мальски сносный преподаватель режиссуры обязательно сообщит своим студентам рано или поздно важную истину: зрителю вы не расскажите о том, что у вас не хватило денег; о том, что ваш монтажер пошел домой (потому что его рабочий день закончился); о том, что группа послала вас на фиг из-за отсутствия кейтеринга на площадке; о том, что сценарий, который вы получили полное говно и ваш продюсер тоже.
Поэтому главным правилом хорошего режиссера было и остается – создание команды. Эта команда должна обладать многими коллективными качествами, самым важным из которых есть то, что не больше половины этой команды должны тебя бросить в трудную минуту.
Каждый режиссер должен помнить, что первым человеком, который его попытается слить при первой же возможности – это будет его продюсер. Он же при первой же возможности будет режиссера поддерживать. Поэтому для режиссера важно не давать продюсеру первый вариант первой возможности, а дать ему второй ее вариант. Но сейчас разговор не об этом.
Итак, что касается современного телевидения, то здесь режиссер с высшим режиссерским образованием сталкивается с конфликтом в своем собственном мозгу в связи с невозможностью создания команды и невозможностью ею руководить и невозможностью нести ответственность за результат. Так как он всего лишь является винтиком в большом механизме телевизионного производства. А быть винтиком или одним из… режиссера быть никогда не учили, не учат, и не будут учить.
Поэтому, когда режиссер приходит в телепроект и продюсер его просит составить бюджет, договориться о том, чтобы поснимать у его друзей и родственников бесплатно, о том, чтобы он потом сам все это смонтировал – режиссер радостно бросается все это делать и успешно делает, хотя не просто должен отказаться от этого, а обязан. И все потому, что 5 лет института не проходят даром. Даже у самых плохо ходящих на занятия студентов возникает четкое ощущение того, что никто за них ничего снимать не будет. И для того, чтобы снять любую свою работу студентов других специальностей нужно упрашивать, подкупать, шантажировать, а так же заниматься прочей продюсерской деятельностью.
Поэтому, когда режиссер попадает в телевизионную среду – он начинает по инерции быстро делать все. Переписывать сценарий, договариваться о локациях, шить костюмы, делать компьютерную графику и воровать у родственников реквизит. Каково же бывает его удивление, когда в какой-то момент неожиданно появляется продюсер и начинает говорить режиссеру, что то-то из снятого, смонтированного и прочего – не подходит. В этот момент истины режиссер или начинает хотеть снимать кино и страдает от невозможности, или пытается стать продюсером или обижается и со временем привыкает к телевизионной действительности.
В последние годы ситуация конечно изменилась. В телевидение приходит новое поколение специалистов, которые не учились на творческих специальностях, а путем эволюции доросли до работы режиссером. И это, наверное, правильно. Потому что на работе человек должен работать, а не обсуждать распоряжения начальства. Потому что, как говорил Виктор Борисович Кисин: «Телевидение – это фабрика».
И здесь мне хотелось бы что-нибудь посоветовать режиссерам в борьбе за право на собственное мнение. Но только одно мне приходит в голову. Попробуйте получать от этого удовольствие. Другого выхода нет.
В качестве бонуса предлагаю посмотреть сюжет из программы «Новый элемент», где я была режиссером 13 лет назад. Тогда это было чистое творчество.
https://www.youtube.com/watch?v=XVU04dS6JdM&feature=youtu.be