Радіо "Вєсті" хоче зірвати мобілізацію?
Українські військові експерти кажуть, що серед пріоритетних завдань російської пропаганди зараз є зрив мобілізіційної кампанії в Україні. Над здійсненням цих планів працюють в ФСБ, до їхньої реалізації підключені проплачені Інтернет-коментатори і російські ЗМІ. Підрив мобілізації, за думкою аналітиків, стане одним з напрямків інформаційної війни кремля проти України.
Співпало чи ні, але вчора шеф-редактор радіо "Вєсті", власний кореспондент "Еха Москви", громадянин РФ Сакен Аймурзаєв у вечірньому ефірі запитував у слухачів: "Чи підете ви в армію при мобілізації, або ж ухилитеся від неї?". Тема звучить починаючи з 123 хвилини ефіру (цитати зі стенограми передачі на сайті радіостанції):
"Сакен АЙМУРЗАЕВ, ведущий: Я обращаюсь сейчас к вам, радиослушатели, если в вашей семье есть ребята, которых может коснуться мобилизация, пожалуйста, позвоните. Что вы собираетесь делать? Как вы эту новость восприняли? Я понимаю, что не пришла еще повестка, не позвонили еще из военкомата, но тем не менее, четвертая, пятая, шестая волны мобилизации состоятся, и в ряды вооруженных сил мобилизуют двести тысяч человек.
Слушатель: Алло, здравствуйте. Александр из Киева.
Сакен АЙМУРЗАЕВ, ведущий: Александр, вас касается мобилизация?
Слушатель: Наверное, я в самом последнем, мне за сорок, я это имею в виду. До меня может не добежать. У меня есть сын старший, и я думаю, что может его конечно коснуться.
Сакен АЙМУРЗАЕВ, ведущий: И с какой мыслью, с каким сердцем вы эту новость встречаете?
Слушатель: Двояко. То, что чувство долга — страну защищать надо, это бесспорно должно присутствовать и должно почитаться. Другое дело, что ребята туда едут и просто отстреливаются. Я не сторонник этих вещей.
Сакен АЙМУРЗАЕВ, ведущий: А что делать будете?
Слушатель: Буду ждать. И смотреть по ситуации, что будет происходить. Говорить, что мы отмажем, или что-то в этом роде, нет.
Сакен АЙМУРЗАЕВ, ведущий: Просто ждать по ситуации. А там уже примете решение.
Слушатель: Решать проблемы по мере их поступления.
Сакен АЙМУРЗАЕВ, ведущий: Спасибо. С Новым Годом вас и с Рождеством. До свидания.
Давайте дальше. Алло.
Слушатель: Добрый вечер. Антон, Днепропетровск. Меня может коснуться частично, потому что я подхожу под этот призыв, но также может коснуться и моего отца. Он офицер, прошел Афганистан, и ситуация очень сильно двоякая. У меня семья, двое детей, младшему пять месяцев, старшему шесть лет, жена не работает. Я единственный кормилец в семье. И кто будет, не дай Бог, обеспечивать мою семью, если я пойду и не вернусь, а приеду грузом двести? Это очень тяжелый вопрос. А на тему, если придет, и что делать? Я не знаю. Патриоты меня сейчас могут закидать камнями, если человек начинает уклоняться, то это неправильно, не патриотично.
Сакен АЙМУРЗАЕВ, ведущий: Тут никто не будет вас осуждать. Спасибо, что вы честно это говорите. С Рождеством вас, всего доброго. Давайте такое голосование и зададим, какие у нас могут быть секреты? Если вас касается мобилизация, первый вариант, вы пойдете, мобилизуетесь — телефон ноль восемьсот пятьдесят сорок девять ноль один. Второй вариант — уклонитесь, я не говорю, откупитесь, заболеете, уедете, придумаете причину. Я в целом обозначу одним словом — уклониться, не пойти. Телефон ноль восемьсот пятьдесят сорок девять ноль два. Пожалуйста, голосуйте.
Слушатель: Аллло, вечер добрый, Юрий, Киев. Ви питаєте думки відносно мобілізації. Так? Відповідаю. Перше: Рошен в Росії — все добре. Міноборонпром постачає запчастини до російських літаків. Українські танки літять на експорт. Далі, хто в окопах, кого я там побачив? Синів Ющенка чи Порошенка? Чи Кислинського — був такий заступник голови СБУ, Наливайченко. Звичайно, що викину в смітник. Більше нема нічого, дякую.
Сакен АЙМУРЗАЕВ, ведущий: Спасибо, Юрий. Позвонил, признался. Алло. Здравствуйте.
Слушатель: Алло, здравствуйте. Сергей меня зовут.
Сакен АЙМУРЗАЕВ, ведущий: Сергей, вас касается мобилизация?
Слушатель: Нет, не касается.
Сакен АЙМУРЗАЕВ, ведущий: А кого-то из близких?
Слушатель: Нет, не касается, потому что мы из оккупированной территории, поэтому нас не коснется, по крайней мере, украинская мобилизация не коснется.
Сакен АЙМУРЗАЕВ, ведущий: А вы откуда, из оккупированной территории?
Слушатель: Город Енакиево.
Сакен АЙМУРЗАЕВ, ведущий: Вы из Енакиево, а живете в Харькове?
Слушатель: Ну да, пока живу здесь. Я хочу сказать, что двести тысяч мобилизировать это безумство. У нас сравнительно небольшая территория оккупирована. Мобилизируйте двадцать тысяч человек, купите вооружение, оденьте хорошо солдат, этого будет достаточно. Но мобилизация двести тысяч это лишний раз говорит о том, что человеческая жизнь у нас не ценится. Нет смысла такое огромное количество солдат мобилизировать.
Сакен АЙМУРЗАЕВ, ведущий: Спасибо за звонок, с Новым Годом, с Рождеством, до свидания. Удачи вам, вашей семье. Итак, если мобилизация, то что — пойдете, мобилизируетесь — ноль восемьсот пятьдесят сорок девять ноль один. Или уклонитесь — ноль восемьсот пятьдесят сорок девять ноль два. Алло, короткий ваш звонок, здравствуйте, как вас зовут?
Слушатель: Добрый вечер, Сакен, меня зовут Дмитрий, город Киев. Я подлежу мобилизации. Но хотел бы два предложения по поводу времяпрепровождения. Услышал анонсы ваших мероприятий на вечер, уже еду сейчас в Католический Костел Святого Николая.
Сакен АЙМУРЗАЕВ, ведущий: Ура! На Баха, флейту и орган. Скажите, пожалуйста, что по мобилизации?
Слушатель: Я подлежу мобилизации, но в том виде, как она сейчас есть, это категорически не приемлемо. Ситуация сложилась так, что хотят от людей того, они просто дать не могут. Люди, которые курицу не могут руками зарезать, хотят, чтоб они стреляли в других людей. Это зря потраченные деньги и силы. Например, у меня сестра живет в Швейцарии. Вот она говорит, что едет в общественном транспорте, и там же едет военнообязанный, который возвращается домой. Едет со своим ружьем, которое ему выдано, и он хранит его дома, а у нас двести тысяч оружия хранится на складах, и сепаратисты склад захватывают и...
Сакен АЙМУРЗАЕВ, ведущий: Ну там много аспектов. И что нас со Швейцарией сравнивать?
Слушатель: Вот я хотел сравнить, что у них домой дается оружие, и не раз на год забирают служить в армии, а каждый год две недели в году ты должен пройти срочную службу.
Сакен АЙМУРЗАЕВ, ведущий: Спасибо вам за рассказ. Хорошего концерта. Спасибо. До свидания. Сейчас пауза, и потом мы еще продолжим эту тему. Голосование: если мобилизуетесь — ноль восемьсот пятьдесят сорок девять ноль один, или если избежите — ноль восемьсот пятьдесят сорок девять ноль два.
Сакен АЙМУРЗАЕВ, ведущий: Восемнадцать сорок восемь — точное время. Голосуйте по поводу мобилизации и звоните. Алло, слушаю вас.
Слушатель: Радио Вести, Христос народився.
Сакен АЙМУРЗАЕВ, ведущий: Славімо його! Как вас зовут?
Слушатель: Меня Виктор зовут. У меня три сына. Слушал двух предыдущих ораторов, один сказал, что это глупость. Я и мои три сына были на Майдане. Мне уже пятьдесят девять, в свое время служил в горячих точках, але я вам скажу, що я патріот. Я дуже люблю свій народ. Отец з Київщини, мама з Хмельниччини, детство я провел в Хмельницкой области. Если будет мобилизация, то это не значит, что вот сейчас ситуация не касается. Границы Луганской и Донецкой области касаются всей территории Украины, это мобилизация необходима, потому что не могут там ребята сидеть месяцами. Должна быть война не такая, как в Афгане — ребят кидали и забывали, или при совдепии — Ангола, Мозамбик, Иемен, и мы каждый год хороним по два по три однокурсника. Поэтому, это надо, но с умом.
Сакен АЙМУРЗАЕВ, ведущий: Спасибо, Виктор. Давайте закончим, и с праздником вас и ваших сыновей, вашу жену, вашу семью. Трамвай, пишет наш постоянный слушатель. Вас, я так понимаю, касается мобилизация, Трамвай. «Вот самое страшное, что те, кто виновен напрямую или косвенно, катаются по Киеву на джипах, а мы должны за них голову сложить». Вот это позиция. Если будет мобилизация — то идете мобилизуетесь сразу, да? Ноль восемьсот пятьдесят сорок девять ноль один, или если избежите — ноль восемьсот пятьдесят сорок девять ноль два. Алло.
Слушатель: Алло, добрый вечер.
Сакен АЙМУРЗАЕВ, ведущий: Здравствуйте.
Слушатель: Меня зовут Виктор, Киевская область. Мнение двоякое. С одной стороны — жалко ребят, те, кто там сидит в окопах, блиндажах, и с другой стороны -державу непонятно. Наступления нет. То есть мы там должны жить? Никто не говорит, мобилизация вот — а демобилизация через сколько будет? А если как в Израиле? Как при царской армии — двадцать лет служить? По поводу швейцарской армии. Вы представьте, что дать на руки в гражданку автомат. Он будет ехать в троллейбусе, идти по улице, его подрежут, заберут автомат и что дальше? Кто его найдет?
Сакен АЙМУРЗАЕВ, ведущий: Ну да, спасибо за звонок. С праздником. С Рождеством, с Новым Годом. Алло.
Слушатель: Добрый день. Олег, Киев. Мобилизация ко мне не относится, потому что я уже старый. Но зять бросил работу хорошую, и пошел туда сам, сидит в аэропорту. Я приехал, звоню, хочу поговорить. А он говорит — езжай домой срочно, в тылу ты нам нужен с твоим возрастом, шестьдесят восемь лет. Мы сами здесь справимся. А этих пацанов восемнадцатилетних научите хорошо. Вот так он мне сказал. Сидит там уже третий месяц.
Сакен АЙМУРЗАЕВ, ведущий: Спасибо вам за звонок, держитесь. Давайте еще один звонок. Алло.
Слушатель: Алло, здравствуйте. Меня зовут Алексей, Киев. Вы знаете, пошел бы служить, но если бы была какая-то поддержка от страны. У меня очень много друзей переехали в Соединенные Штаты, и двое из них служат. И там очень четко чувствуется поддержка страны. Если человек отслужил, получает гражданство. Если, не дай Бог, человек ранен, лишился руки, ноги, то пожизненно семья получает обеспечение. У меня маленькая дочка. Мне тридцать два года. Я считаю, что я не имею права пойти служить, потому что я должен давать этому маленькому человечку будущее, и я хочу, чтобы она выросла, и не дай Бог меня убьют.
Сакен АЙМУРЗАЕВ, ведущий: Спасибо, что дозвонились. Спасибо. Здоровья вам и вашей семье. Мы заканчиваем эту тему. Значит, сорок четыре процента согласны идти по мобилизации, если это произойдет. И пятьдесят шесть будут избегать мобилизации, каким способом мы не знаем, но не хотят участвовать в ней. Смс вы пишите: Василий пишет, «если будет наступление, я согласен». Тему заканчиваем, спасибо, что участвовали в этом обсуждении".
З одного боку, проведення АТО, стан справ у війську, оголошена мобілізація і поточна ситуація в країні є природними інформаційними приводами для суспільного обговорення. А з іншого - сама постановка питання ведучим в тому вигляді, в якому воно було сформульоване, хід опитування та його підсумки можуть деморалізувати як потенційних призовників, так і їхніх рідних.
У перших може з'явитися сумнів щодо необхідності виконання обов'язків перед Батьківщиною, а в других посилитися мотивація будь-що "не відпускати" на службу: "Якщо так налаштоване суспільство, а в країні відбувається те-то і те-то, то чи варто за даних обставин йти на фронт - заради кого і чого піддавати життя смертельній небезпеці?".
Читай також:
На радіо «Вєсті» сказали, що ніяка «днр» не банда, а у війні на Донбасі винна сама Україна
Іскандер Хісамов на радіо "Вєсті": "Я никогда не считал донецких повстанцев террористами"
Матвій Ганапольський порівняв організаторів Львівського форуму видавців з… нацистами
Матвій Ганапольський прогнувся перед Допою і Гепою
Ганапольський на радіо «Вєсті» про Майдан: «Пришли, энергия масс, разбили, захватили, поменяли»
Матвій Ганапольський проти того, щоби українці називали вулиці на честь своїх героїв
Матвій Ганапольський на радіо "Вєсті": "Споймали русский и хохол золотую рыбку..."
Дмитро Тєрєшков і Василіса Фролова оточили Маріуполь російськими військами
"Уроки патріотизму" від Дмитра Тєрєшкова і Василіси Фролової на радіо "Вєсті"