«Алло, это прачечная?»: Дуся проинспектировала пресс-службы
Вы себе даже не представляете, как нежно любит ваша Дуся вместе со своими коллегами из «Детектор медіа» пресс-службы наших родных телеканалов. Правда, коллеги настроены слишком серьезно и время от времени пытаются то пристыдить, то образумить работящих защитников Секретной Информации. Я же, наоборот, их поддерживаю и очень хорошо понимаю. Ну представьте: сидите вы в пресс-службе, а тут отовсюду звонят эти назойливые журналисты, чего-то требуют, потом пишут что-то, перевирают все, как обычно, разбалтывают раньше времени ваши секреты, а то еще возьмут и прямиком вашему начальству на мобильный позвонят и все разузнают! Пресс-релизов им не хватает, что ли? Ужас просто!
Наслушавшись в нашей курилке веселых историй о пресс-службах, ваша Дуся решила проинспектировать, как в пору летнего затишья работают пиарщики и пресс-секретари телеканалов. И сравнить, кто из них лучше защищает подступы к своему телеканалу от несанкционированного проникновения инородных журналистских тел. Вопрос выбрала актуальный, в своей манере: как провели отпуск первые лица этих самых телеканалов?
Итак, вооружившись огромной лупой, накладными усами и старинной курительной трубкой а-ля Шерлок Холмс, я взялась за самое что ни на есть журналистское расследование – вполне в духе времени.
Первым в моем списке значился Новый канал.
Я позвонила начальнику отдела информационных коммуникаций Евгении Скрипниченко. Выслушав вопрос, Евгения попросила дать возможность уточнить информацию, которую мне позже вышлют на электронную почту. Действительно, в течение часа на мыло пришел ответ, который публикую дословно:
«Я уточнила: глава правления Нового канала Ирина Лысенко этим летом никуда не ездила отдыхать, так как была подготовка к новому сезону, в том числе кастинги ко Второй украинской «Фабрике зірок».
От души посочувствовав Ирине, я обратилась в легендарную спец… черт, пресс-службу телеканала «Интер».
Здесь меня ожидал жестокий и немотивированный, хоть и вежливый, отказ, прозвучавший от пресс-секретаря канала Ирины Павлык. Вот какой у нас вышел диалог:
Дуся: Расскажите, как Анна Безлюдная провела свой отпуск?
Ирина: Вы знаете, мы не будем участвовать в вашем опросе, к сожалению.
Дуся: А по какой причине?
Ирина: Просто нам это не очень интересно.
Дуся: Но мне интересно, читателям интересно.
Ирина: Я понимаю. Мы благодарны, что вы о нас помните, но пока нет.
…Вот так. Я ей неинтересна!!!
Глотая слезы, я набрала номер Марии Пинчук – пресс-секретаря канала ТЕТ.
И здесь меня ожидал отказ! Правда, в менее обидной форме. Мария, находившаяся в момент моего звонка на приеме, сумела уделить вашей Дусе минутку и ответила так:
«Вы знаете, я не думаю, что буду уполномочена комментировать, как Григорий Тычина провел свой отпуск. Если ему будет интересно об этом рассказать, то давайте созвонимся завтра. Но отпуск – это личная жизнь каждого».
Завтра будет поздно, вздохнув, подумала я и перешла к следующему респонденту – пресс-службе СТБ.
На мой вопрос пиар-менеджер канала Кира Иванова вздохнула:
«Да, Владимир Бородянский сейчас в отпуске, почту и новости о канале читает, однако куда он отправился, предпочитает не афишировать. Генеральный продюсер департамента собственного производства Руслан Городничий пока еще не отдыхал. У него отпуска еще не было и не предвидится. Возможно, получится взять пару дней среди сезона, но Руслан пока свои планы не раскрывает. Даже когда мы были пять дней на съемках в Ялте, и все, кто узнавал и звонил нам на курорт, желали счастливого отдыха. На самом деле, там съемочная группа спала максимум три-четыре часа в сутки. А когда я спросила у Городничего, удалось ли ему покупаться или позагорать, он отрицательно покачал головой».
Поблагодарив Киру за исчерпывающую информацию (есть ведь, все-таки, добрые люди на свете), я приступила к допросу пресс-службы телеканала «1+1».
Поскольку, проводя журналистское расследование, я основательно законспирировалась, руководитель пресс-службы канала Ирина Победоносцева, естественно, услышала в трубке не мой нежный и мелодичный голос и красивое имя, а что-то совсем иное. Она вежливо ответила на все заданные вопросы… Однако, узнав, что речь идет о сайте «Дуся», Ирина попросила прислать текст ей на согласование. Так я и сделала и вскоре получила такой ответ:
«Странная история приключилась со мной давеча. Сижу на работе, тружусь, звонит мобильный телефон: номер неизвестный, но голос приятный. «Здравствуйте, – говорят мне на том конце провода, – беспокоит «ТК». Меня зовут N. Можно ли задать пару вопросов?». А чего бы, думаю, и не поговорить? «ТК» – издание широко известное в узких референтных кругах, общаться с «ТК» – часть моих функциональных обязанностей. Болтаем о том о сем: и понимаю, что беседа наша задушевная никак в контент «ТК» интегрирована быть не может… Прошу текст прислать на согласование: Так и есть, интуиция меня не обманула. Выдержки нашей беседы на согласование прислал мне не N, а Дуся. А вот с Дусей-то я и не общалась – не имею чести быть представленной. В случае, если нас познакомят, то я с удовольствием поведаю Дусе, где провела свой отпуск я».
Даже комплимент в адрес моего измененного голоса не смог смягчить мою обиду. Горько вздохнув, я перешла к телеканалу «Украина».
К сожалению, связаться с пресс-службой мне не удалось, но к этому времени я втянулась настолько, что позвонила самой Алле Липовецкой, генпродюсеру канала, – благо, ее мобильный телефон у меня был.
Дуся: Алла, как вы провели отпуск?
Алла: В этот раз я отправилась на Мадейру.
Дуся: А с кем вы туда отправились?
Алла: Это была секретная группа. На спецзадании.
Дуся: А почему выбрали именно этот курорт?
Алла: Я уже была в Португалии в Лиссабоне и на побережье, теперь решила на островную часть.
Дуся: А как планировали время своего отпуска?
Алла: Я не планировала, у меня не было времени. Просто отследили график работы и жизни и выбрали единственные семь дней до Нового года, когда я могу отдохнуть.
Дуся: Какие самые яркие впечатления об отдыхе?
Алла: Хороший и комфортный отдых. Из ярких впечатлений – мы были выше облаков. Там есть места, где можно было подняться выше облаков.
Дуся: Физически тяжело было подниматься?
Алла: Нет. Это просто стоило 300 евро – и все.
Слушая Аллу, я замечталась… Продолжать журналистское расследование мне расхотелось. Тут и ежу понятно, что пресс-службы не особо стремятся разглашать тайны досуга своего начальства, а некоторые из них даже не утруждают себя имитацией вежливости, формулируя отказ. Хотя, например, из истории, которую мне поведала Алла Липовецкая, вышел бы неплохой сюжет для статьи. И заголовок я вместо пресс-службы выдумала: «ТРК «Украина» поднялась выше облаков»… Чем плохо?
О том, почему личная жизнь топ-менеджеров такой публичной сферы как телевидение столь засекречена, я спросила у вице-президента Ассоциации политических психологов Украины Виктора Рыбаченко, опытного пиарщика, входящего в Координационный совет Международного союза имиджмейкеров.
– Проблема в самой сфере крупного бизнеса: она всегда была полузакрытой, – рассказал мне Виктор. – Топ-менеджеры боятся выдавать многие свои тайны, подставляться. Они связаны с множеством сложных финансовых вопросов, иногда балансируют на грани закона. Деньги боятся света. Поэтому высшие руководители всегда любили прятаться в тень.
– Ну, положим, звезды тоже неплохо зарабатывают, – возразила я.
– Персонажи шоу-бизнеса всегда любили авансцену, свет прожекторов, чтобы их смотрели, читали, смаковали, и для этого готовы раздеться, разуться, вывернуть свою душу наизнанку и рассказать о себе самое кошмарное. А руководители высшего звена – они не такие…
– Да… – задумалась я, представив, сколько всего кошмарного могли бы рассказать о себе некоторые руководители телеканалов.
– Они сдержанные, внимательные, осторожные, а в публичной сфере – почти Штирлицы. Что вы у Штирлица найдете пикантного, чтобы рассказать? Ведь он сам охраняет свои секреты. Поэтому первая проблема в том, что сами руководители побаиваются, они не привыкли и не хотят о себе говорить. Вторая проблема – недостаток умений журналистов и пиарщиков. То есть пиарщик сам не может вынуть из этого кокона действительно интересные подробности. Почему интересны репортажи о том, как Абрамович проводит время с Дарьей Жуковой? А ведь мы можем уверенно сказать, что Роман Абрамович – супер-топ-менеджер. Смотрим: вот он купил ей арт-галерею, купил чудесную структуру, вот подарил два полотна за огромные суммы… 5 миллионов, 10 миллионов, 15 миллионов… Читателя ошарашивают масштабом. А если это не Абрамович, а руководитель украинской компании, возникает вопрос: что он может предложить такого сенсационного, что влезет в этот плотный информационный поток, который обрушивается на читателя? Вы откройте любой сайт, любой журнал, и на вас упадет водопад первых лиц. Весь вопрос – как раскрутить не первые лица, не самых ярких и богатых, не самых успешных. Вот это уже мастерство журналиста и пиарщика.
Поблагодарив Виктора, я отклеила усы. За пресс-службы я спокойна: у них все по-прежнему, информацию без боя не отдадут, особенно нешироко известной в узких референтных кругах Дусе. Ну и ладно. Зато я ни от кого ничего не скрываю, и все о своих поездках вам рассказываю. Остается придумать, куда бы съездить.
А пока – цём всем топ-менеджерам и пресс-секретарям!
Ваша Дульсинея.
Фото Яны Новоселовой, Валерия Милосердова, vikna.ua