Украинская Би-би-си
Британская вещательная корпорация функционирует с 1932 года. Наша традиционная Би-би-си – и стариннее, и эффективнее. Расшифровывается только иначе: «Баба бабе сказала».
В 2001-м, создавая пиар-агентство «/community/article/1914/2001-11-08-postmodernistskoe-iskusstvo-pustili-v-kievskii-muzei/», его остроумный директор Роман Кострица даже включил в пакет абонементного обслуживания клиентов это медиа отдельным пунктом: мониторинг слухов, формирование и распространение контринформации посредством тех же носителей.
Конечно, Кострица был не первым и не единственным, кто посягнул на наше исконное независимое и саморегулирующееся СМИ. Вместе с ростом спроса на пиар-услуги в постсоветском понимании, украинскую Би-би-си все больше старались приспособить в качестве манипулятивной технологии. Соблазнились этим политтехнологи – пик эксплуатации пришелся на 2004 год и результаты превзошли все ожидания заказчиков.
Но, как все автохтонное, украинская Би-би-си разрушает попытки свести себя к утилитарному. Слухам верят до тех пор, пока под ними есть хоть какая-то основа в народном сознании. Так что наше «Баба бабе сказала» – один из мощнейших предохранителей национальной информационной безопасности.
Каждый может настроить свои каналы трансляции украинской Би-би-си. Если у вас нет бабушки в деревне, а городская не из тех, кто засиживается на скамейке у подъезда, если соседи по даче или лестничной клетке – не частые участники вашей жизни, пользуйтесь такси. Таксисты фильтруют информацию и передают только самую значимую.
Этой весной, к примеру, один из них обратился ко мне: «В Киеве совершенно исчезли тараканы. Вы заметили? А знаете почему? Их убивает мобильная связь! Как только мобилки появились в каждой квартире – тараканы пропали».
А сегодня от другого таксиста поступила информация, требующая еще более глубокого осмысления: «Я вез человека, солидного, у него дочь в Англии учится. Так он мне сказал, что все белые, белая раса – это пришельцы. Из космоса! На Земле только негры жили, когда мы прилетели». Тут есть над чем подумать – и журналистам, вольно подходящим к названию выходцев из Африки в популярных СМИ, и политтехнологам, размышляющим о смыслообразовании.
Фото Андрея Скакодуба