Пред зовков
Школьная учительница русского языка и литературы у нас была замечательная, родом из Ленинграда. Но строгая. И вопросы она адресовала ученикам стремительно, без психологической подготовки. Начнет, к примеру, урок, и, без перехода: «Таня, ты мало читаешь. Какую последнюю книгу прочла? Отвечай не задумываясь». Скромная, милая Таня робеет и выпаливает: «Пред зовков».
Кто не помнит, «Зов предков» Джека Лондона – это история пса, жившего в цивилизованном семействе судьи, но волею рока угодившего в собачью упряжку. Оббежав пол Северной Америки запряженным в тяжелые нарты, пес настолько озверел, что стал убивать других собак, медведей, лосей и людей. Дни свои закончил среди волков в абсолютной дикости.
Тоскливый «пред зовков», десятилетиями транслируемый украинскими СМИ, настолько же близок бессознательному зрителя-слушателя, как волчий вой лондоновскому барбосу. И этим опасен: пробуждает барбосство в людях новой страны.
Украина – уже не та страна, чья культура рождена революцией барбосни безродной, и пик развития которой назвали «застоем». Почему же из года в год наши телеканалы потчуют нас Шуриком, Остапами Бендерами, плохим человеком-редиской, новым годом в бане и сексуальным харасментом слюнтяя-приспособленца к неотесанной начальнице?
Последняя генерация детишек, в бабушкином парике выводивших на семейных застольях «Айсбельг в океане» и «Седой паромчик» выросла в менеджеры руководящего звена. Идеологически запрещенной музыки нет, Интернет дает возможности окунуться в многоголосие мира. Почему же на наших FM изо дня в день все тот же «Новый поворот», а в кафе – «Тач ми, тач ми, ай вона фил йор бади»?
До того, как прославиться своим «Вояж, вояж» в 1987-м, французская певица Desireless работала таксисткой. В 80-м один песенник услышал, как она напевала, вертя баранку, и вывел ее на сцену. Но если бы нынче, 20 лет спустя, Desireless неделю покаталась в такси по Киеву, собственноручно удавила бы автора своего хита, от которого здесь «не спрятаться, не скрыться».
Понятно, злого умысла тут никакого нет. Просто авторские права на всю эту «ностальжи» стоят нашим теле и радиокомпаниям копейки или совсем ничего. Только этот инспирированный ленью и жадностью «пред зовков» – мощный механизм барбосизации всей страны.
Фото Константина Дорошенко