ТОП событий прошедшего медиагода. Опрос экс-главредов
Я тут долго думала, чем же мне запомнится прошлый год, кроме
того что он был самым неудачным в моей жизни: любимые журналы и программы
закрыли, Муся хандрит без любви, а я - без прибавки к жалованью.
Пришла к выводу, что 2010-й запомнится тем, что Савик ушел
на Первый национальный, СТБ практически целиком посвятил себя «Х-фактору» и
«Україна має талант», а «Интер»
возглавил Зеленский. Согласитесь, события какие-то незначительные... В итоге я
решила поинтересоваться у профессионалов, какие события в медиасфере запомнились
им в прошлом году. Раз год прошедший, я задала этот вопрос тем, кто в 2010-м
покинул пост главного редактора. Бывшие о главном, так сказать.
Анна Довгаль, экс-главред журнала «Афиша»:
- Для медиасообщества 2010 год, как мне кажется, был годом правды, и всё, что в нем произошло, однозначно, к лучшему. Глобальный финансовый стресс вынудил и украинский медиарынок переосмыслить отношение к деньгам, и теперь, к счастью или к сожалению, их стремятся тратить с умом ‑ в частности, главным редакторам уже никогда не будут платить, как раньше. То, что должно было закрыться ‑ закрылось (например, украинская «Афиша»), то, что не готовы были открывать ‑ перенесли на 2011-й (украинский Esquire).
Изо всех отечественных медиаявлений в 2010-м меня больше всего разочаровало наше телевидение: такого количества пошлости, плоской и унизительной ориентации на рейтинг, на «количество» в ущерб качеству я не помню. Либо кровавое, либо «желтое», либо все поют и танцуют.
Если отвлечься от украинских реалий, нельзя не отметить уход главных редакторов российского и французского Vogue. Конечно же, это не из серии «как уходили великие», но и Долецкая, и Ройтфельд настолько давно на арене, что без них вроде бы как show не может go on. Может ‑ и будет.
Нельзя не упомянуть и повсеместный iPad, и закрытие шоу Ларри Кинга, и слухи о том, что Hearst покупает Hachette и т.п. Наиболее ярким событием я, наверное, назвала бы взрыв под названием WikiLeaks: давно всю планету не возбуждала иная, НОВАЯ правда. Ну а если меня лет через десять вы спросите, что в первую очередь приходит мне в голову, когда кто-то говорит: «2010-й год», я, наверное, скажу: «Речь Парфенова», ‑ даже для меня, журналиста, далекого от политики, она имела какой-то вдохновляющий и одновременно отрезвляющий смысл.
Влад Фисун, экс-главред журнала Playboy:
- Я хотел бы отметить только события, произошедшие в границах нашей страны. И среди самых значительных назвал бы новый Майдан ‑ протест против Налогового кодекса. Игнорирование СМИ очень важной для страны акции протеста, увы, сказалось: большая, если не большая, часть населения так и не узнала или не поняла, почему десятки тысяч людей оккупировали центр столицы почти на неделю. Власть имущие несколько раз повторяли, что нового Майдана не будет, но я считаю, он все-таки состоялся. Без полевых командиров, без слаженной организации, без медиаосвещения, и толком ‑ без результата. Собрать многотысячный народный митинг, длящийся несколько дней ‑ это украинцам еще под силу.
Вторым событием в нашей медиасфере, которое обратило на себя мое внимание, была свадьба Сергея Зверева и Ирины Билык. Рост популярности блога ragu.li никак, похоже, не влияет на характер и направленность деятельности персон, которые украшают его без кавычек. Из всего годичного обилия «новостей» украинского шоу-бизнеса хочется выделить именно эту ‑ она удивительным образом была бы органична, если бы случилась в реальности, но и в виде инсценировки тоже хороша.
Прошлый год можно назвать также годом деятельности организации FEMEN. Эти регулярные и трогательные медиапровокации вызывают, пускай небольшой, но стабильный резонанс у общества. Любая проблема государства может быть высветлена в положительном или, что скорее, отрицательном свете: этот свет источает одна, две, три и более пары бодрых девичьих грудей, которыми блещут активистки организации FEMEN. Хотя непосредственная аудитория их акций ‑ фотографы, которые потом раскидывают по СМИ репортажи; целевая аудитория ‑ те, кому в политике хочется озорства. В сочетании с вечными ценностями, выставленными на всеобщее обозрение.
Еще одно событие. Наконец-то и у нас догадались проворачивать нехитрый сценарий, выставляя за пульт медийную персону, и так появились dj-сеты Кати Осадчей. Я не могу оценить по достоинству скиллзы ведущей «Светских хроник», это было бы невежливо хотя бы потому, что сам занимаюсь диджеингом более десяти лет. Но указанному изящным пальчиком саундпродюсеру, пионеру отечественной клубной культуры Косте Мишукову мои искренние комплименты. Рентабельность затеи показал тур по всем миллионникам. Думаю, следующие этапы ‑ сингл, ЕР и, чего уж там, даешь альбом.
И, наконец, открытие Story-Cafe: очень хорошо, что те, кому так интересно всё из жизни звезд, теперь получают еще и гастрономическое удовольствие. Как утверждает глубоко мне симпатичная главред журнала Story, авторы звездного меню действительно трудились над блюдами. Хотелось бы как-то узнать, пользуют ли они сами собственные кулинарные шедевры? И обжигаются ли злые языки завистников обо все острое и горячее?
Тимур Дорофеев, экс-главред журнала Timeout:
- Думаю, что главным трендом прошлого года можно было бы назвать то, что все вокруг (я имею в виду местный рынок) плотно занялись B2С проектами: в издательство своих журналов вкладывались и табачники, и алкогольщики; вообще много достойных людей отметились в этой области. Проекты отличались самым разным качеством - от информационных дешевых листков до вполне читабельных дорогих журналов, которые приятно было держать в руках.
Что касается мировых тенденций или событий, то я бы отметил распространение планшетников и электронных книг с диагональю 10 дюймов и более. В этом году, думаю, нас ждет уже вал недорогих китайских аналогов этих устройств. С их помощью стало наконец возможно задешево (читай: забесплатно), а главное комфортно читать электронные версии международных изданий журналов и газет, которые раньше нужно было тащить из зарубежных командировок или выписывать в Украину за неадекватные деньги.
Наконец, мое личное открытие прошлого года это куча существующих в мире профессиональных журналов, выходящих малым тиражом. Их издают фанаты своего дела. В частности, я открыл для себя журнал «Gastronomica» его уже десять лет издает Дарра Гольдштейн, профессор славистики Стенфордского университета и автор нескольких кулинарных книг. Темы в журнале роскошные: от изменения в фуд-дизайне за последние десятилетия до анализа меню эсэсовских столовых. Оказалось, что подобных журналов довольно много, но те, кто не в теме, не знают об их существовании.
Галина Панченко, экс-главред газеты «Дело»:
- Безусловно, главное событие прошлого года ‑ появление на рынке планшетного iPad. Если говорить коротко, я думаю, что iPad ‑ это инструмент, который не позволит полностью уйти с рынка газетам и журналам; инструмент, позволяющий им трансформировать свой бизнес. Это будет что-то новое, но это будет наследие газет и журналов. Есть понятная схема, которую предлагает iPad, но пока даже самые продвинутые международные издательские дома ее только начинают опробовать, и нельзя сказать, что успехи уже видны. Впрочем, без iPad перспективы у издательского бизнеса были самые печальные, на мой взгляд. Это событие мирового масштаба.
Что касается местного рынка, я бы отметила две тенденции, особенно важные для прошедшего года. Одна из них - практически полный уход нашего телевидения в развлекательную сферу: оно полностью отказалось от просветительской миссии, попытки формирования гражданского общества и т. д. Теперь «телевизор» сосредоточен на функции развлечения зрителя. Все эти талант-шоу, реалити-шоу, обмены мужчинами, женами и детьми ‑ по сути, все они появились вследствие борьбы каналов за зрителя с тем же интернетом. И именно развлекательный контент предоставляет самое лучшее, что есть в телевизоре: красочную, яркую картинку и, с другой стороны, использует, пусть в меньшей степени, но интерактив, то есть то, что является привилегией интернета. Да, этот интерактив более примитивный в сравнении с интернетом, но теперь зритель может стать и участником программы, пройдя кастинг, и посидеть на съемках в зрительном зале, и проголосовать за участника. И, включая в борьбе за зрителя (поскольку каналы теряют аудиторию, проигрывая ее интернету) всю свою мощь, каналы используют интерактив в гораздо большей степени, чем раньше.
Вторая тенденция - это социальные сети как инструмент. Сначала они казались нам интересной новинкой, потом мы использовали их как частные лица, и, наконец, в прошлом году пришло осознание того, что социальные сети - медиаинструмент, которым можно пользоваться для формирования аудитории, продвижения чего-либо. Мы их освоили как профессионалы и как специалисты, все это произошло буквально за один, 2010-й, год.
Вот такие разнообразные мнения высказали мои любимые главреды.
Целую, ваша Дуся
Фото Руслана Новосела, bestphoto.com.ua, blogs.korrespondent.net и из личных архивов