Что случилось с Билык и Шопеном в метро?
Каждое утро, добираясь на работу - демократично, в метро, -
я удивляюсь неожиданности наружной рекламы, размещенной на лайтбоксах вдоль
эскалаторов. И иногда она вводит меня в такой ступор, что я не могу потом
полдня работать. Вы обращаете на нее внимание?
Я не говорю о «Метромузее Тартаковского»: проезжая мимо этой
беспомощной живописи, поначалу я ужасно раздражалась. Теперь, когда вижу ее, я
счастлива: этот «неоэкспрессионизм» в сочетании с фамилией стал радовать меня
несказанно. Вы помните Тартаковского у Бабеля в «Одесских рассказах»? Его
прозвище Девять налетов и другие, менее лестные прозвища? Так вот, я стала
думать, что бабелевский Тартаковский, если бы решил на старости лет заняться
каким-то спокойным делом, мог бы по субботам рисовать...
Кроме Тартаковского, меня радует Ирина Билык: сначала она, приодетая феей, все новогодние праздники прижимала на фото к чудовищных размеров декольте двух разнополых перепуганных подростков. Сама Билык на фото выглядела, как девушка, отработавшая лет тридцать в амстердамском квартале красных фонарей и решившая сделать сюрприз дальним родственникам, сменив корсет и хлыст на волшебную палочку с короной - в честь Рождества.
Теперь, кстати, Билык снова с нами: в зелено-голубых тонах, с холодной волной и томным взглядом; под ее портретом надпись «Украинки - лучшие». Во-первых, не понятно, касается ли утверждение самой Билык: если это цитата из нее, то странно, что она говорит о женщинах. Она что, спец? Я думала, она по мальчикам... Если ее лицо - доказательство того, что украинки лучшие, то можно было бы подобрать кого-то помоложе и покрасивей, чтобы иллюстрировать этот тупой тезис. И, в конце концов, не кажется ли вам странным рекламировать женщин? Как достопримечательность или полезное ископаемое?
В общем, Билык на плакатах - тоже бесконечная радость и повод для размышлений. Но буквально неделю назад я обратила внимание на новые шедевры соцрекламы. Теперь я езжу мимо четырех плакатов: в легкой импрессионистской манере (что у них там с импрессионизмом в метро?!) четыре плаката с изображениями Рузвельта, Тулуз-Лотрека, Бетховена и Шопена иллюстрируют мысль создателей рекламы о том, что «главное - не инвалидность, а личность». В общем, по сути, они, безусловно, правы. Но меня как человека ничуть не сентиментального почему-то задел Шопен. Ок, Бетховен был глух; Рузвельт - в инвалидной коляске, а у Тулуза-Лотрека были проблемы с ногами.
Но почему Шопен?.. У него была астма, потом, вероятно, туберкулез и, конечно, Жорж Санд. Все три перечисленных фактора делали Фредерика Шопена неспособным к работе на стройке или к жизни в подвале; он рано умер, и современные врачи наверняка назвали бы его временно нетрудоспособным. Но в сознании большинства украинцев, уверена на все сто, ни один из этих факторов не причисляет всемирно известного композитора к инвалидам. Впрочем, может быть, это только мне так кажется, а социальная реклама рассчитана на людей поумней меня?
Ваша печальная Дуся
Фото newsme.com.ua, primetour.ua