Искусство литературного секса
Услышав о проведении литературной встречи Катерины Хинкуловой с поклонниками, я решила приобщиться и приобщить вас к островку отечественной литературы под названием Love Square. Хозяйка вечера пообещала автору самой оригинальной украинской трактовки этого словосочетания подарок. Забегая вперед, скажу, Катерина обещание сдержала и одарила не одного, а целых двух людей. Но об этом позже.
Главные действующие лица вечера: Фоззи (группа «ТНМ Конго»), Вера Балдынюк (писатель и публицист), Отар Довженко («Детектор медіа») и Андрей Куликов (ведущий «Свободы слова»). Они собрались за столом на импровизированной сцене в центре зала клуба «Золотая бочка» на Печерске. И в продолжение вечера зачитывали по отрывку из будущего сборника новелл Хинкуловой и отвечали на вопросы зала. Особый ажиотаж вызвало выступление Андрея Куликова, видимо, впервые представшего перед публикой в роли лирического персонажа.
Организаторами мероприятия выступили Издательство братьев Капрановых «Зелений пес», газета «Друг читача» и «Детектор медіа». Любителями книжных посиделок стали и такие известные вашей Дусе личности, как Наталья Лигачева и Евгений Минко («Детектор медіа»), Фагот («ТНМК») и Женя Михайлов (экс-ведущий «Book-сіті»). В своих комментариях Михайлов был краток и изъяснялся преимущественно жестами. То, что мне удалось расслышать, звучало так: «Интерактива мало! Когда действо на презентации превращается в театр – это уже никому не интересно. Если бы я делал что-то подобное, я бы превратил все в Кортасара!». Как хорошо, что Михайлову нравится Кортасар, а не Захер-Мазох! Ну а под шумок, созданный шелестом страниц предыдущих книг Хинкуловой, которые здесь же можно было приобрести вместе с автографом, я помчалась к гостям побеседовать на окололитературные темы.
Виктор Уколов, народный депутат Украины:
- Вы сегодня впервые узнали Катю Хинкулову как писателя?
- Да. Сотню раз слышал Катю в эфире BBC, но в писательской ипостаси – впервые. Мне очень понравилось.
- Как вы оцениваете ее литературные способности?
- Я не литературный критик, я рядовой читатель. Как читателю мне понравились ее произведения. Она находит очень необычные литературные обороты и образы. Захватывающе написано, интересно, что будет происходить на следующей странице.
- Сквозными темами зачитанных отрывков были секс и смерть… Это они вас захватили?
- Знаете, после сорока в отношениях, как и в литературе, человеку необходимо немного иное, чем в двадцать лет. Эмоциональная сторона отношений превалирует над физиологической. В текстах звучали секс и смерть, но чувственная сторона, в сравнении с физиологической, была более раскрытой.
- Каковы ваши впечатления от презентации? Вы часто посещаете подобные мероприятия?
- Публика последнего литературного мероприятия, которое я посещал, состояла преимущественно из старых баняков и пердунов, а сегодня собралась одна молодежь. Им интересны темы, представленные Хинкуловой. Таким образом, мы все вместе присоединяемся к искусству литературного секса.
Вера Балдынюк, писательница, публицист
- Вера, каково ваше мнение о творчестве коллеги по цеху?
- Произведения Хинкуловой – это один из лучших образцов литературы молодых успешных женщин, которые пишут о себе и своих соратницах. Возможно, ее книги не будет читать старшее поколение, но они заслуживают внимания. Думаю, издатели Хинкуловой – братья Капрановы – должны сделать основную ставку среди своих авторов именно на нее.
- А вы знакомы с предыдущими произведениями Хинкуловой? Как нашли время на их прочтение, ведь вы пишете сами, совмещаете работу журналиста и литературного критика…
- Конечно, знакома. Я всегда выделяю время на чтение книг, причем читаю с карандашом в руках – пишу собственные ремарки на полях. Муж порой шутит, что мои заметки интереснее мыслей автора. (Смеется.)
- В Катиной предыдущей книге оставили много ремарок?
- Их не было. Для меня «36 пісень про життя» – это самый лучший путеводитель по Лондону из всех, которые мне приходилось держать в руках.
- А кто из украинских авторов удостоился наибольшего количества негативных ремарок?
- Ира Цилык, точнее, ее произведение «Післявчора». Я это говорю не в силу личных симпатий-антипатий, а как литературный критик. В этой книге все поля были исписаны «Не верю! Не верю! Не верю!».
Андрей Куликов, ведущий «Свободы слова» на ICTV:
- Андрей, помню, как когда-то вы сказали, что из современных литературных персонажей нет никого, кто бы мог вас заинтересовать. Ситуация изменилась? Герои из произведений Хинкуловой вас могли бы заинтересовать?
- В Катиной прозе мне интересна сама Катя, форма и стиль, которые она использовала при написании своих произведений. Не уверен, что герои новелл, которые сегодня были зачитаны, могут привлечь мое внимание. Но в целом ситуация изменилась касательно моей симпатии к современным персонажам. Недавно я прочитал произведение Михаила Брыныха «Шахмати для дибілів» – мне очень понравилось. Например, образ доктора Падлюччо мне по душе.
- Катя Хинкулова оговорилась, что все гости, кому она поручила прочтение отрывков из своих новелл, сами являются авторами произведений… Выходит, вы тоже пишете только в стол?
- Я этого не скрываю. Когда пишу какие-то автобиографические тексты, так и подписываю: «…автор многих неопубликованных произведений». На мой взгляд, публиковаться стоит, только когда не видишь иного выхода, когда понимаешь, что оно того стоит. Стихи, написанные мною в 89 году, были опубликованы. Если что-то напишу и почувствую, что иначе не смогу поступить с произведением, обязательно это опубликую.
Катя Хинкулова, писательница, журналист, продюсер BBC
- Катя, ровно два года назад была презентована ваша книга «36 пісень про життя», это совпадение или магия чисел, дат, цифр?
- Неужели? Действительно! Вряд ли цифры здесь играют хоть какую-то роль, скорее – определенный творческий цикл, который в этом году совпал с экономическим кризисом. Долгие ночи, короткие дни, а из телевизора и радио постоянно повторяют об экономических неурядицах. По-моему, литературный вечер – хорошая альтернатива!
(Нас прерывает поклонница писательницы с просьбой об автографе и предложением создать театральные инсталляции по произведениям Хинкуловой. – «Дуся».)
- К вам часто обращаются с благодарностью за написанное? А с порицаниями, ведь вы пишете о довольно откровенных вещах?
- С благодарностью – часто, а с порицаниями – пока Бог миловал.
- Насколько ваши произведения автобиографичны?
- Все мои произведения автобиографичны. Когда моя сестра прочитала первую книгу, то переспросила меня – случайно, не планирую ли я пригласить на презентацию нашу бабушку? Как она отреагирует? (Смеется.) Но, знаете, я считаю, что нельзя, чтобы какие-то мелкие буржуазные пережитки мешали литературному процессу.
Друзья, чуть не забыла! Блондинка я на всю голову, как справедливо говорит обо мне моя Муся! Я же вам так и не назвала трактовку-победителя. Самым остроумным украинским вариантом звучания love square были признаны «перекоханий майдан» и «скверная любофф». Авторы сих перлов получили призы – книги писательницы с автографом. Вот. А я вас нежно целую. Читайте эротическую литературу. Пишите в этом нескромном жанре. Помните, что получения Международной премии Bad Sex in Fiction* не удостаивался еще ни один украинский автор! Не упустите шанс стать первым!
(*Bad Sex in Fiction – литературная премия, ежегодно присуждаемая британским журналом Literary Review за худшую постельную сцену в беллетристике. Точнее, за «самое бездарное описание полового акта»).
Ну дождались - хихикают даже Отар Довженко и Андрей Куликов
Вера Балдынюк тоже возбуждена - тема обязывает
Катерина Лебедева, главный редактор сайта «Сутки», гуляет на деньги, которые ей после скандала выплатил журнал «Молоко»
У Евгения Михайлова во-о-о-от такой большой опыт в обсуждаемых делах
Дмитрий Капранов объясняет собеседникам, что любофф - дело серьёзное
Виктор Уколов:«Знаете, после сорока в отношениях, как и в литературе, человеку необходимо немного иное, чем в двадцать лет»
«Детектор медіа» как-то перевозбуждена. Что Евгений Минко рассказывает Отару Довженко и Наталье Лигачевой, хотелось бы узнать даже вашей Дусе
Заканчивать такую вечеринку разбродом по домам вредно. Цвет журналистики со мной согласен и поэтому намерился продолжить начатое в другом месте. Ким Снегирев, замглавреда журнала «Радуга» (слева), Евгений Минко «Детектор медіа» и журналист Дмитрий Горновский
Вот они - 36 песен от Хинкуловой
И подпись «На память»
Фото Яны Новоселовой