Как Ольга Сумская открыла сквер
На Пейзажной аллее, которая находится параллельно улице Большой Житомирской, на выходных официально открыли Самый Милый Сквер. Это я его так назвала. а, на самом деле, у него пока одно официальное название - ландшафтный. Мы там часто с Мусей прогуливались и наблюдали за появлением фигурок-скамеек котиков и зайчиков. А один раз даже поставили подписи под требованием не застраивать аллею многоэтажкой. Жители боролись против многоэтажки отважно - собирали митинги, писали письма. Очень не хотелось им видеть новый дом под собственными окнами, и чтобы склон поплыл от этой тяжести в яр, тоже не хотелось. Сквер разрастался. Борьба была не напрасной. За то время, пока я занималась тяжелым журналистским трудом, образовалась организация Save оld Kiev («Сохрани старый Киев»), которая отвоевывает любимые городские места у нерадивой власти, а организация «Киевская ландшафтная инициатива» умудрилась найти спонсоров и заказать скульптору Константину Скритуцкому и его команде целый ансамбль фигурок для сквера, да еще и получить разрешение на его создание.
На открытии сквера между фигурными фонтанчиками, выложенными мозаикой, носились дети, а немногочисленные селебритиз и организаторы раздавали комментарии и сажали деревья. Играла музыка, и в воздухе пахло победой. Жители снова собирали подписи, на этот раз для получения статуса сквера. Потому что у нас без статуса и сквер - не сквер.
Дерево желаний
Дети радуются новой достопримечательности
Музыкант Олег Скрипка решил выполнить хоть что-то из жизненных обязанностей мужчины
Композитор Юрий Рыбчинский тоже решил поучаствовать - любит Киев, видать
Оказалось, что Ольга Сумская умеет копать. А людям нравится смотреть, как она это делает
Я разыскала Константина Скритуцкого, который скромно стоял в сторонке, уставший и улыбающийся.
- Вы довольны своей работой?
- Да, доволен
- Это то, что вы хотели, обычно же задумка отличается от результата?
- У меня была полная свобода творчества. Меня никто не прессовал и не давил своими идеями. Практически не было ограничений ни в материалах, ни в реализации. Поэтому я очень доволен.
Константин Скритуцкий - главный скульптор
- С чего все началось?
- Началось с котика. Появилась идея скульптуры, в которой мог бы поучаствовать зритель. Скульптура сначала не была принята из-за своей дороговизны. Потом, когда ее привезли и установили, началось строительство гаражей, идея сквера появилась сама собой. Было найдено финансирование и создано продолжение с зайчиком и птичкой, а потом уже достроены фонтаны. (А я-то до сих пор была уверена, что птичка - это рыбка. - «Дуся».)
- Требовалось ли особое разрешение от городских властей?
- Знаете, я этим, к счастью, не занимаюсь. Моя часть только творческая.
- Сколько времени заняло создание сквера?
- Началось все в июне месяце. И еще есть что усовершенствовать, лавочки будут, например.
- Зачем нужен этот сквер именно здесь? Тут пейзажная аллея, достаточно места для прогулок, есть газоны, скамейки.
- Территория была неорганизованная ‑ серая бетонная стена гаражей, которую хотелось украсить. По насыщенности и яркости это первое такое место в Киеве. И мне кажется, очень красиво получилось.
- Сколько человек работали над скульптурами?
- Бригада рабочих, около десяти человек. А в целом в проекте поучаствовали много людей.
Тут же прогуливался писатель Андрей Курков:
Писатель Андрей Курков сажает дерево
- Чем ценен этот сквер?
- Здесь собирались строить дом при МИДе, многоэтажку. Шла борьба. Снесли пару гаражей ради стройки. А потом инициативная группа добилась отмены постройки. Слава Богу, сделали скверик, но у скверика нет официального статуса, разрешение есть, а закона о неприкосновенности сквера в случае стройки нет. Так что работы еще много.
- А вы подписывались за то, чтобы строился сквер? Я знаю, что ходили жители, собирали подписи.
- Я уже не помню. Вообще, когда ко мне подходят, я такие вещи всегда подписываю.
Ольга Сумская и Виталий Борисюк тоже хотели бы такой же скверик под своим домом. Модные они, Муся обзавидовалась
Актриса Ольга Сумская с мужем Виталием Борисюком эмоционально сообщили мне:
- Мы живем в побратиме этого места, тоже в Шевченковском районе, там, где Павловский сквер. И тоже хотим такое. Мы ничем не хуже.
А дальше Ольга добавила: «Я так думаю, это будет украшением склона. Только волнуюсь, чтобы не разнесли по фрагментам».
После этого я пообщалась с еще одним создателем фигурок - Станиславом Гавришем:
- Я был соавтором и непосредственным участником в изготовлении первого котика. Потом меня повысили, и я принимал чертежи, указывал, где что варить в этих скульптурах, скорее как прораб. И задумка функциональности улыбки была моей идеей, то, что в нее можно залезть и сфотографироваться.
Стас Гавриш доволен результатом
- А в чем ценность этого сквера?
- Единственная ценность в том, что тут ничего не построят. И в Киеве нет больше таких мест. Возможно, это первая проевропейская бесшабашная тема. Как говорил меценат: «нужно сделать что-то сумасшедшее и в то же время этническое».
- Как скоро жители окрестных районов все это развалят?
- Я думаю, в течение пяти лет мы уже что-то не будем видеть. Кто-то что-то потащит на дачу, в чем-то появятся следы вандализма.
- А трудно ли снять, например, эту рыбку и отнести на свою дачу? (Это фигурка, которую главный скульптор считает птичкой. - «Дуся»)
- Рыбку очень трудно, а вот котика легче, хотя его поднимали 9 человек. Но краном можно поднять и зайчика, и даже гаражи, главное, чтобы было за что зацепиться.
- Трудно было работать с Константином Скритуцким?
- Было легко, он творческий человек, но никакого дискомфорта я не испытывал.
- А аниматоров для детей «Ландшафтная инициатива» пригласила?
- Да, но скажу по секрету, что дети - это только прикрытие. Потому что они потом вырастут и станут потенциальными вандалами.
Поговорила я и с Владимиром Колинько - президентом «Киевской ландшафтной инициативы»:
- Зачем вам это нужно?
- Меня часто спрашивают об этом. Все думают, что тут золото закопано, или я хочу премию. А вы никогда не думали, что когда вы живете в пространстве, которое вам улыбается, становится приятнее жить. А еще иногда я прохожу, слышу, как с восторгом обсуждают скульптуры, и мне становится приятно, и не жалко времени и денег, которые я потратил на эти вещи.
Владимир Колинько
- С чего все началось?
- Началось в 2000 году, когда я понял, что Киев убивают, я создал фонд и инициативу, и мы начали изменять пространство. Пусть люди присоединяются, делают свое.
- Вы только ищете спонсоров или вкладываете свои средства?
- Я президент «Киевской ландшафтной инициативы» и благотворительного фонда, так что вкладываю и свои тоже.
- Во сколько обошелся сквер?
- Где-то в миллион двести гривен. Если бы официальные власти это делали, списали бы миллионов пятнадцать.
- Как вы думаете, как скоро это все разрушат вандалы?
- Вы знаете, если и будут вандалы, то высокопоставленные. В обществе всегда 95% нормальных людей, остальные пять процентов - проблема любого общества. Если кто-то что-то сделает, не страшно, мы отремонтируем. А вот высокопоставленные - это да. Они подведут под это юридическую, этическую базу. И здесь уже труднее будет что-то сделать.
- А какие проблемы есть сейчас?
- Пока проблем особых нет. Представителей власти здесь нет. Они это дело не видят. Статус сквера нужно узаконить. И понятно, что будет борьба.
- Вы живете рядом?
- Да, недалеко, но я заинтересован в красоте всего Киева, не только этого места.
- Вы киевлянин?
- Да.
Для полноты картины я поговорила с двумя очень симпатичными девушками - Анной Нарониной и Инной Совсун - создателями организации Save old Kiev. Они рассказали, как собирали людей, устраивали перформенсы, вели переписку с представителями власти. Как все это непросто им далось. Как помогала в этой борьбе юрист Марина Соловьева, потому что без юридической поддержки вряд ли удалось бы кого-то в чем-то убедить. Только построенный сквер находится под угрозой сноса, а склон под угрозой застройки без официального статуса. Но представительницы Save old Kiev заверили меня, что официальный статус сквер все же получит, просто так они это не оставят.
Инна Совсун и Анна Наронина из Save old Kiev
Кроме того, я видела Александра Соколовского с ребенком, как известно, живущего неподалеку, но он быстро ушел и, кажется, деревья не сажал.
Сквер получился, и правда, милым. А я, как и Ольга Сумская, мечтаю о таком же под собственным домом, но вместо кота и рыбки хочу фигурки любимых журналистов в полный рост и наши с Мусей лица мозаикой на гаражах.
Обнимаю, Дуся
Фото Макса Левина