Савченко как герой Украины и героиня глянца
В сети обсуждают публикацию L'officiel-online с цитатами из интервью Надежды Савченко. Поскольку рубрика на сайте, в которой были опубликованы правила жизни Надежды, называется «Белая рубашка», и ее герои обычно позируют для журнала в соотвествующем наряде, материал была проиллюстрирован коллажем: голова Савченко была приставлена к неизвестному телу в белой рубашке.
Публикация вышла 8 марта и практически сразу подверглась критике – например, за использование Савченко в коммерческих целях. Кроме того, обсуждался вопрос: стоит ли в глянцевом журнале вообще публиковать материал о голодающей женщине, находящейся в тюрьме, а также вопросы формата. Некоторые высказались за то, чтобы глянец вообще не публиковал «не глянцевых персонажей». Дискуссия разгорелась и среди журналистов:
Пару слов о медиаскандале и голове Савченко, приклеенной к телу в белой рубашке.
- Креатив должен быть уместным. Не стоит креативить с теми, кто на грани смерти.
- Материал должен размещаться в правильной рубрике. Можно поставить цитаты Надежды в рубрику ЛИЧНОСТЬ, однако в рубрике а-ля эсквайровские "Правила жизни" с успешными ребятами... это ужасно. Спасибо, конечно, что не рубрика "Фэшн" или "Здоровье", не подборка бьюти-средств или стрит-стайл-луков.
- Подача - это то, что может испортить или возвысить любую идею. Глянец в 2016 году может писать о чем угодно, факт. Но рядом с таким материалом не поставишь рекламу обуви. И такой материал нужно подавать очень аккуратно, очень тонко, думая об аудитории.
Надя, живи.
Зоя Звиняцковская высказала другую точку зрения:
Удивляет реакция некоторых людей на публикацию выпуска "Белая рубашка" на сайте l`Officiel. напомню, там героем стала Надежда Савченко, собраны ее цитаты из СМИ, а для фото сделан коллаж - ее голова и чужое тело в белой рубашке. потому что формат такой, чтоб все в белой рубашке были, а где ж ее сейчас достать, Надежду, чтоб сфоткать. Потому и коллаж.
Хорошо ли это? для такого вопроса тут не место, поэтому задам уместный вопрос: нормально ли это? И отвечу: абсолютно нормально, потому что это глянец.
Однако не все разделяют мою точку зрения. кое-кто просто обзывается, кое-кто возмущается, дескать, нельзя рядом с такой публикацей, к примеру, ставить рекламу обуви. А я спрошу – почему нельзя? Обувь будет лучше продаваться.
Где-то год назад я имела дискуссию c Даша Заривная ровно об этом. Она, тогда, помнится, со страстью говорила, что хочет расширять тематические границы, выходить за пределы глянца. А я вяло отвечала, что это невозможно. Невозможно именно в том смысле, что глянец стремится все подогнать под формат, в этом его суть и верховное предназначение. В мире глянца нет ничего, что находится вне границ пузыря благополучия, ничего поистине неизъяснимого, потрясающего, по-настоящему величественного, мистического, пугающего или чудовищного – вернее, все есть, но как элементы глянцевого рубрикатора.
Но это вовсе не плохо, впрочем, и не хорошо. Это – нормально, это закон формата, это так устроено, оно в принципе так работает. Удивляет, скорее, что это по-прежнему удивляет некоторых людей, причем многие из них работали же в условно глянцевой прессе или рекламе. Какие мы еще все-таки милые, идеалисты, прям нетронутые какие-то современным обществом потребления, в том числе потребления информации, люди. Во всяком случае, некоторые из нас.
«ДМ» обратился за комментариями к главному редактору L'officiel-online Дарье Заривной:
- Чья была идея - дать материал о Савченко 8 марта?
- Идея была моя. Она родилась после того, как я прочитала пост Нади Пожарской о Надежде Савченко, о том, что счет пошел на дни. Это было как раз накануне 8 марта. Рубрика «Белая рубашка» - это не рубрика о стиле или моде, это что-то вроде «Правил жизни» Esquire – а если вы помните, например, в этом издании правила жизни Пабло Эскобара были проиллюстрированы фотографиями его расстрелянного тела. Так что глянец уже давно расширяет границы. И наша «Белая рубашка» - совсем не та рубрика, в которой, как сейчас пишут в фейсбуке, «эксплуатируют образ Савченко ради продаж обуви». Это рубрика о тех, кто нас вдохновляет или восхищает.
- А почему вы не подождали, пока Савченко освободится, и не сделали с ней эту рубрику, а вместо этого использовали коллаж, с головой Савченко, приставленной к чьему-то телу? Кстати, чье это тело?
- Я не понимаю претензий по поводу визуального оформления этой рубрики. Я не знаю, и не буду сейчас выяснять, как был сделан этот коллаж, но мы часто используем коллажную технику. Я понимаю, что Надежда сейчас для многих – символ, и все, что ее касается, вызывает эмоциональный отклик, и наш текст с коллажем кем-то воспринимается как кощунство. Но могу сказать определенно, что побуждения у нас были самые лучшие. Если о какой-то женщине 8-го марта и стоило писать, то о женщине, которой восхищаешься, которая держит сухую голодовку, которая, на мой взгляд, идеальный собирательный образ того, на что способна украинская женщина.
- Как вам кажется, как отреагировала бы сама Надежда, если бы увидела это фото?
- Я не знаю. Наверное, нужно было использовать ее реальную фотографию, или вообще обойтись без фото. Но меня очень задевает, когда люди пишут, что «глянец вообще не должен об таком писать». Я не считаю, что в такой момент, когда идет суд, а Надежда голодает, глянец должен ставить правила жизни какой-то модели. Мы должны игнорировать то, что происходит с ней? Я наоборот считаю, что глянец должен об этом писать – мы считаем себя глянцем с «широким кругозором», и всегда стараемся писать на актуальные темы. Эта публикация - жест уважения, восхищения, любви и гордости такой героиней. Если кого-то покоробило визуальное оформление – я приношу им свои извинения. Но то, что мы выбрали героиней в этот момент именно Савченко – я считаю, было правильным решением. Кстати, Джамала на своей странице в фейсбуке поставила наш коллаж – и никто не пишет ей, что она не права.
Фото: officiel-online.com