Валерий Калныш: «Мы не можем быть объективны по отношению к тому, что происходит у нас дома»
Журналист и радиоведущий Валерий Калныш работает над книгой о журналистах, которые, с его точки зрения, являются носителями стандартов. «Детектор Медиа» расспросил ведущего «Радио Вести» о его книге:
– Валерий, как будет называться ваша книга, когда и в каком издательстве выйдет?
– Рабочее название – «За слова отвечают». Предложение сделать такую книгу сделал Дмитрий Кириченко, собственник издательства «Брайт Букс». Там она и выйдет. Когда – не знаю. Как допишу, как сверстаем. Точной даты нет.
– Вы политический журналист, но пишете книгу по истории украинской журналистки, а не политики. Почему?
– Я не собирался писать историю украинской журналистики, это слишком неподъемная для меня задача. Цель другая. Те журналисты, с которыми я делаю интервью, являются, по моему скромному мнению, носителями стандартов. Мне захотелось эти стандарты сохранить, точнее, зафиксировать.
– Кто является героями вашей книги?
– Евгений Киселев, Юлия Мостовая, Александр Мартыненко, Илья Азар, Богдан Кутепов, и это не все. Я думаю, что ограничусь семью героями.
– Значит, не только украинские журналисты стали героями вашей книги?
– Российских планируется двое, Азар один из них. Но я не провожу разделения по национальному признаку. Это, если хотите, представители разных школ.
– На каком языке выйдет книга? И на каком вы ее пишете?
– Пишу на русском, но, насколько я знаю, в планах издательства и перевод на украинский.
– Не могли бы вы назвать критерии для отбора героев книги?
– Подход абсолютно субъективный. Для начала – это журналисты с именами. Каждый такой человек является носителем правил и стандартов. Каждый из них зарекомендовал себя в профессии, у каждого своя судьба.
– Среди них есть радийщики?
– Да, будет один радийщик.
– Как вам кажется, наступил ли в украинской журналистике профессиональный кризис? И если да, то какой вы видите из него выход?
– Да, кризис есть, и именно кризис профессии. Выхода я не вижу, если честно. Я пытаюсь найти его через тех журналистов, с которыми я делаю интервью. Повторюсь, моя задача – зафиксировать стандарты.
– Как долго вы работаете над книгой?
– Работа над книгой идет год. Это объясняется прежде всего тем, что у меня не получалось сильно погрузиться в процесс: буквально через месяц после того, как родилась эта идея, я стал главным редактором радиостанции. Сейчас, когда главредом я быть перестал, времени появилось больше.
– Беседовали ли вы с журналистами, оставившими профессию ради политики?
– Нет, с теми журналистами, кто ушел в политику, я интервью не делал, хотя изначально такая мысль была, и я получил предварительное согласие Сергея Лещенко. Но впоследствии я от этой идеи отказался. Все-таки они сейчас «по другую сторону баррикад».
– По-вашему, журналисты всегда должны соблюдать стандарты? Или в условиях войны, в том числе информационной, они могут изменять объективности?
– Этот вопрос я адресовал почти всем, с кем говорил. Сам я склоняюсь к тому, что отступление от стандартов допустимо. Прежде всего потому, что мы сами являемся участниками этой войны и речь идет не просто о журналистике, отстраненной работе, а о жизни, извините за пафос, страны. Объективность оправдана и необходима для иностранных журналистов, которые освещают события, сами находясь как бы в стороне, «над событиями». Такая ситуация ведь была не только у нас. Взять Грузию или Приднестровье. Например, Александр Мартыненко в интервью вспоминает о том, что «Интерфакс-Украина» абсолютно объективно освещал события в Приднестровье именно потому, что эта была не наша территория. Мы же не можем быть до конца объективны по отношению к тому, что происходит у нас дома, ведь это наш дом.
Фото: Радио Вести