Экс-креативный продюсер НИСа Мария Столярова: «У нас в России, знаете, по морде бьют, а не по паспорту»
В феврале 2016 года креативный продюсер НИСа россиянка Мария Столярова оказалась в центре медийного скандала: в прямом эфире «Подробностей недели» она нецензурно выругалась. По утверждению Столяровой, это была случайность, технический сбой, но многие медиа-ресурсы, а затем и Служба безопасности Украины, связали ее ругань с темой эфира – программа была посвящена расследованию гибели Небесной сотни. Инцидент широко освещался в СМИ, и послужил основанием для проверки канала «Интер» Нацсоветом по ТВ и РВ. Саму Столярову уволили из НИСа по согласованию сторон, а СБУ запретили въезд в Украину на пять лет. СБУ также опубликовало видео, на котором представитель службы безопасности зачитывает Столяровой решение о ее принудительной высылке из Украины.
«Детектор медиа» выяснил у Марии, чем она занимается и планирует ли возвращаться в Украину:
- Что произошло после вашей высылки из Украины?
- Высылки не было - паспорт чист. Я улетала в Стамбул за свой счет, а СБУ оставалось только вскрыть почту и узнать рейс.
- Планируете ли возвращаться в Украину после истечения срока запрета на въезд?
- Если будет проект и достойное предложение - страна не имеет значения. А вообще этот запрет - фикция от и до, он оспаривается в суде в течение получаса. Выпустили, мля, бумажку! Я им даже паспорт предложила для постановления штампа – но они никакой отметки о высылке не поставили, ибо не имели на то ни права, ни оснований. Кстати, в момент «высылки» я имела на руках действующую аккредитацию АТО, пропуск СБУ через линию разграничения – а это значит, что они меня по базам «прокатывали», и ничего не нашли в течение полутора лет!
- Вы спросили, почему полтора года СБУ никаких претензий к вам не предъявляла - а потом вдруг решила запретить вам въезд в страну?
- Вопросы там не я задавала. Но в итоге, в частном разговоре, они сказали, что выпустили меня из страны для моей безопасности – после того, как мое руководство их к стенке приперло.
- Вы пытались оспорить в суде решение о запрете въезда?
- Ну, надо будет мне - займусь. Пока эта история прожита. Кто прошлое помянет - тому глаз вон.
- Вы продолжаете общаться с коллегами с «Интера»?
- Да, я общаюсь с коллегами. И никогда не разделю их по паспорту. У нас в России, знаете, по морде бьют, а не по паспорту. И дружат так же.
- Работаете ли вы в СМИ сейчас?
- Да, естественно я работаю сценаристом документальных фильмов для многих каналов - я всегда была в пуле лучших телесценаристов, - и вернулась к этому занятию. Кроме того, я работаю по своей второй профессии, которая с медиа никак не связана.
- Вы сейчас в России? Если да, то не изменилось ли к вам отношение ваших коллег после работы на «Интере»?
- Работаю я сценаристом, что дает возможность посвящать себя спортивному сезону - я профессионально занимаюсь конным спортом и держу своих лошадей. Главное вы в моем фейсбуке пропустили. А конь мой, Монарх, когда был в Киеве, занимал всю ленту в течение полугода. С украинскими конниками я тоже поддерживаю дружбу, собственно, как и всегда.
-Вы не ответили - вы сейчас в России? И сценарии вы пишете к политическим проектам или к другим программам?
- Вот вы все зациклены на политике! Пишу про любовь, про детей-эко, про многоженцев. Это в данный момент. Будет политика, которая тут уже давно никому не интересна, - напишу и про нее.
- Складывалось впечатление, что вам нравилось заниматься политической журналистикой.
- Очень нравилось! В Украине очень интересный и интенсивный политический процесс: пять-шесть олигархов договариваются и передоговариваются друг с другом, но делают это через многочисленных тупых помощников. Когда помощники путают что-то - начинается свистопляска. В России такое было в девяностые, тогда политика была интересной. А сейчас тут политика и война не в тренде давно.
- А что в тренде?
- Общечеловеческая социалка: брак, отцы-дети, пенсионеры, кредиты.
- А как же Сирия? Тоже уже не в тренде?
- А Сирия живет в одном репортаже в новостях. Войска почти убрали - чего теперь?
- Для каких каналов вы работаете?
- Не хочу окунать в грязь свое нынешнее творчество и работодателей. Откройте программу федеральных каналов и посмотрите, где идет документальное кино на социальные темы.
- После всего, что произошло с вами в Киеве, как вы относитесь к Украине? Обиделись?
- За что? За то, что противоборствующий клан воспользовался случаем технического брака? Так вся эта собачья свора не вечна. Страна-то тут причем? Коллеги, которых я люблю? Мне обидно за мою вторую Родину, то есть Украину, из которой последние соки выжимает эта стайка кровососов. За обычных людей, которых эти жулики обокрали и еще не раз «обуют». Люди верят, что враг притаился в Кремле. А он гораздо ближе.
Фото: фейсбук-страница Марии Столяровой