Надежда Савченко устроила настоящий хард-ток на канале «112 Украина»
Обычно название «Люди. Hard talk» удивительно не подходит программе, которую ведет на канале «112 Украина» Наталья Влащенко. Поскольку вопросы, манера ведения, темы и факты, которые Наталья обсуждает со своими гостями, чаще всего весьма далеки от формата «жесткого разговора». Но в этот раз – правда, усилиями не самой Влащенко, а ее собеседницы Надежды Савченко – программа оправдала свое название.
Привычный разговор «по душам» не задался чуть ли ни с первого вопроса. Спросив, «как воспринимает Надежда все, что случилось с ней после плена», и как она относится к критике, Влащенко получила предельно четкий и ясно сформулированный ответ. Было понятно, что на такую краткость и ясность ведущая не рассчитывала, так что ей пришлось задавать все больше вопросов, ответы на которые становились все лаконичней, а сама Савченко – все более мрачной. Она и так не слишком улыбчива. А когда поняла, что вынуждена отвечать на вопросы вроде «какое качество вы цените в мужчинах?» и «есть ли мужчина, за которого вы бы хотели выйти замуж?», Савченко мрачнела больше обычного, закатывая глаза. И чудом, видимо, удержалась от едких реплик. Хотя местами, кажется, она откровенно издевалась: когда ведущая, в лучших традициях школьной анкеты, спросила депутата, какое главное событие в ее жизни, Савченко, не задумываясь, ответила: «Еще впереди». Это дословная цитата из фильма «Собачье сердце» – помните, как Борменталь водил Шарикова в цирк, и там какая-то шарлатанка предсказывала мутировавшему псу будущее? Читать она не любит, но фильм явно видела.
На остальные вопросы Савченко то отвечала с неохотой, то просто пыталась выяснить, зачем ей их задают. Например, когда Влащенко спросила Надежду, что она думает по поводу роли Медведчука и как к нему относится, депутат ответила, что лично его не знает, так что никакого персонального отношения к Медведчуку она не сформировала, а обсуждать сплетни и домыслы – не в ее характере. После этого уже было понятно, что на подобные вопросы она отвечать не будет. Тем не менее, Влащенко спросила ее и об отношении к Порошенко, и о Тимошенко. Ответы становились все короче и жестче.
Еще одна тема – страх – тоже была явно неприятна и непонятна Надежде. Уже на первый вопрос о том, что было самым страшным на войне или в плену, Савченко четко сформулировала: она не испытывает страха, потому что не боится за свою жизнь. Тем не менее, ведущая еще дважды задала подобные вопросы – например, о том, чего Савченко боится больше смерти. Депутат раздраженно пожала плечами и еще раз напомнила, что смерти-то она как раз и не боится. Отдельно ее явно задевали девочковые вопросы – вроде того, что она готовит дома, любит ли бывать в ресторанах, какие проблемы у женщин на войне и т.д. Готовить у нее нет времени, но умеет, рестораны не любит, а ее гендер ей не мешает – ни на войне, ни в армии, где она служит уже десять лет. "Не создаю проблем мужчинам своей женственостью", как она уточнила.
Уже после ответов на первые два вопроса можно было понять и то, что рассуждать и обобщать Савченко не любит, и не понимает, как ей расписываться за «всех женщин на войне». Но по какой-то необъяснимой причине ведущая продолжала задавать неинтересные собеседнице вопросы, вроде того, какие у нее счастливые воспоминания детства (их много), и почему она не подала апелляцию в России (она уже отвечала на этот вопрос раз двадцать).
Конечно, кое-что новое о Савченко из этого разговора выяснить было можно – но вопреки, а не благодаря тому, о чем хотела с ней поговорить Влащенко. Итак, депутат парламента и ПАРЕ – человек предельно конкретный. И она действительно пытается разобраться в ситуации и помочь ее улучшить. У Надежды есть четкие убеждения: она сторонница легализации оружия; считает, что все дела по преступлениям, совершенным в зоне АТО, должны рассматривать трибуналы, а не гражданские суды; что нельзя строить долгосрочные планы о реформах, а нужно принимать меры уже сейчас. Например, в судебной системе и в армии, по преобразованию которой у нее есть идеи – возможно, не лучшие, но хотя бы артикулированные. Отвечая на вопрос о том, ощущает ли она себя в оппозиции к власти, Савченко ответила: «Я себя даже политиком не ощущаю», а также честно признала, что полностью осознает свою неосведомленность во многих вопросах.
Ее многочисленные выступления на ТВ и на многолюдных сборищах стали поводом обвинить ее в предательстве национальных интересов и в некомпетентности. Однако, если посмотреть программу, станет понятно, что эти обвинения весьма далеки от истины: если она и агент, то тогда за ее игру и целого «Оскара» мало дать. А если допустить, что она искренна, то многое станет понятно и объяснимо – она не любит читать, абстракции – явно не ее конек, и многое из того, что она заявляет, связано с ее пониманием жизни как набора конкретных задач и ситуаций, которые нужно решать здесь и сейчас. Жаль только, что вопросы, на которые она могла бы ответить развернуто – например, об армии, оружии, судах над участниками добробатов, о том, какие она видит перспективы своего статуса депутата ПАРЕ (который не был задан), и чем конкретно сейчас занята – потерялись среди множества тем, которые ей явно не были интересны.
Фото: кадры из программы «Люди. Hard talk»