Давай, Майкл, жги
В эфир «UA: Першого» вышла уже третья программа Майкла Щура (творческий псевдоним журналиста Романа Винтонива) с непроизносимым названием #@)₴?$0. И все три программы, без исключения, можно было бы отнести к золотому фонду украинского телевидения, если бы таковой имелся.
Конечно, надо признать, что утонченные издевательства Щура над украинскими политиками, чиновниками и медиа, — следствие качества первых, вторых и третьих. И что нынешняя реальность Украины такова, что даже без обработки Щура и его сценарной группы практически над каждым выступлением в парламенте можно смеяться до слез. Но после того, как команда #@)₴?$0 берется за дело, возникает неожиданный терапевтический эффект: во-первых, становится еще смешнее, а смех продлевает жизнь, как известно. Во-вторых, исчезает злость, а местами и ненависть к этим всем персонажам. Что тоже хорошо: обычно после просмотра канала «Рада» или вечерних новостей на любом канале смех быстро заканчивается — и появляется желание сделать что-то плохое с нашими «политикумом», «истеблишментом» и «руководством на местах». И в связи с отсутствием возможности реализовать свои смелые фантазии у зрителей могут случиться язва или депрессия. А так посмотришь те же новости про тех же персонажей, но в изложении Щура, — и никакой агрессии, никакого печального послевкусия. Только чистая беспримесная радость от наблюдения за поведением редких видов животных в естественной среде.
Желательно, конечно, чтобы эти экземпляры выбрали для борьбы за свое существование какой-то другой ареал — но они ведь постепенно перебираются в соседнюю страну, а то и куда подальше, и есть надежда, что в итоге многие из них останутся обитать в заповедниках и заказниках Российской Федерации. А те, кто окажется несообразительным настолько, что вовремя не унесет ноги, вымрут здесь от несовместимых с их жизнью насмешек. Так что давай, Майкл, жги.
Непонятно, то ли армия так повлияла на Щура, то ли вынужденный перерыв в работе его команды — но «Утеодин» явно уступал в качестве новой программе. И отдельное спасибо, конечно, авторам проекта за использование региональных новостей: к сожалению, у людей, живущих в столице или смотрящих исключительно всеукраинские каналы, возникает неправильное представление об украинских медиа. Центральные СМИ тоже хороши — стоит посмотреть качественный разбор в программе #@)₴?$0 сюжета «ТСН» об «эпидемии ограблений судей» в Украине. Но появляющиеся у Щура новости региональных медиа — это подарок ценителям жанра. Пока лучшая история — это сюжет про «нападение на журналистов канала МСтудио»: как выяснилось, «нападение со стрельбой» на журналистов канала совершили подростки-ромы, которые постреляли пластиковыми пульками из игрушечных пистолетов в сторону съемочной группы канала.
После всех на свете ляпов, джинсы, манипуляций и лжи в украинских СМИ всегда есть ощущение, что «дно» уже видено-перевидено и освоено. Однако Щур постарался — и после этого сюжета можно с удовлетворением констатировать, что региональные СМИ в нашей стране — действительно бездонная яма. Трудно даже себе представить титанические усилия, которые затрачивает команда Щура на мониторинг этого продукта.
Также стоит отметить нежную любовь Щура к работе «ТСН»: практически половина сюжетов, которые использует Щур в програмне — это либо подводки из студии «ТСН», либо сами сюжеты плюсовских новостей: кажется, среди общенациональных каналов именно «ТСН» поставляют максимальное количество поводов пошутить над подачей новостей и самими новостями.
Единственным недостатком, который на сегодняшний день имеется у программы Щура — это рубрика «Двенадцатиглазый шестиног». Судя по названию рубрики, предполагалось, что в студии кратенько обсудят животрепещущие темы три человека в очках. В некоторых случаях так и получалось — сам Щур, его гости Семесюк, Бигус или Марченко (в разных комбинациях) действительно составляют двенадцать глаз и шесть ног. Но как минимум однажды концепция была нарушена: в студию к Щуру пришел Нефедов, который очков не носит. Конечно, если бы разговоры в студии получались интересными — то вообще было бы не важно, как она называется и носят ли гости очки. Но, к сожалению, импровизировать пока ни у Щура, ни у гостей не получается, и смешного, а также интересного пока мало. А бывает как-то даже неловко: вот, например, в рубрике, посвященной введению языковых квот на радио, участвовали Иван Семесюк и Юрий Марченко. И последний высказал довольно странные мысли — например, что после введения квот «не будет блюзовых станций или станций классической музыки». И что он разговаривал с создателями радиостанции «Сковорода», и они жаловались, что теперь надо заполнять какие-то бумажки о выполнении квот, и вся эта бумажная волокита — полный идиотизм.
Во-первых, непонятно, почему введение квот лишит нас блюзовых станций — разве, допустим, «Браты Гадюкины» — это не настоящий украинский блюз? Или у других украинских команд нет блюзовых вещей? В общем, непонятно. Как и непонятно то, как может помешать закон о квотах радиостанциям, которые крутят классическую музыку: для начала, у нас их вообще нет. Но если вдруг они появятся — нам будет мало Скорика, Сильвестрова, Леонтовича и десятков других авторов, чтобы выполнить квоту? Даже как-то неловко такое слушать.
Во-вторых, история с бумагами довольно странна сама по себе: львовское радио «Сковорода» — интернет-проект, как и радио «Аристократы», на которых ведет программу Марченко. А на интернет-радио вообще не распространяется действие закона о квотах — так что никаких отчетов, насколько известно, писать никому не нужно.
Да, закон не совершенный, но все же его несовершенства были оговорены в каком-то странном формате, в том числе явно дезинформируя публику — в частности, в вопросах о квотах для интернет-радио. Интересно, что Щур Марченко не поправил — так что зрителям придется самим разбираться в тонкостях украинского законотворчества. Или обойтись очень мутным представлением о нем.
Кстати, Марченко за три программы трижды был гостем рубрики «Двенадцатиглазый шестиног». Видимо, он является постоянным соведущим рубрики — но об этом зрителей не предупредили. Так что складывается впечатление, что Марченко приглашают в эфир Щура, потому что он — ответ на все молитвы гостевых редакторов.
— А давайте позовем кого-то с радиостанций — и русскоязычного?
— О, да это же Марченко!
— А давайте позовем человека, который не умеет заполнять электронную и бумажную декларации — но хорошо выглядит?
— О, да это же Марченко!
— А давайте, кстати, позовем человека, который в эфире может десять раз подряд сказать слово «писька»?
— О, да это же Марченко!
Слава богу, что человеком, который умеет эффективно измельчать лук и хрен, оказался Мустафа Найем. Хотя можно предположить, что Марченко также мог успешно справиться с этими задачами.
В общем, пока принцип появления гостей в студии у Щура неясен, да и сама рубрика не слишком веселая или познавательная. Зато все остальное — просто прелесть. Отдельное спасибо авторам за небольшой сюжет о «лайнере» в Низах. Посмотрите.
Фото: кадр из программы #@)₴?$0