Фейки от самого честного канала
В субботу вышел очередной эпизод «Украинских сенсаций» - и посвящен он был противостоянию сил света и тьмы: конфликту канала «1+1» с Нацсоветом по вопросам ТВ и РВ, который начался еще перед новым годом, и, несмотря на выдачу бланка лицензии, еще не завершился окончательно – как утверждает сам глава Нацсовета. Именно интервью Юрия Артеменко, вышедшее на «Лиге.нет» 19 января, и подтолкнуло журналистов «Украинских сенсаций» к созданию программы «Монополисты слова», посвященной выведению на чистую воду членов Нацсовета. И, надо признать, программа весьма стоящая – в ней масса потрясающих примеров того, как можно под видом борьбы за свободу слова обмакнуть коллег и конкурентов в фекалии.
Поскольку большинство зрителей не очень хорошо понимает, в чем причина конфликта, да и вообще не знает, что такое Нацсовет по вопросам ТВ и РВ, вначале программы сразу же расставили точки над і. С одной стороны, есть Нацсовет. С другой - «самый смотрибельный канал в стране», главное в успехе которого – «честность по отношению к зрителю». Более того, как подчеркнул закадровый голос, «даже среди корпоративных ценностей канала во главе - смелость и честность». Наверное, предполагается, что у других каналов в графе корпоративные ценности стоит «жажда наживы», «трусость», «подлость и вранье».
Но на подобные умозаключения у зрителя нет времени – закадровый голос сыплет новыми фактами, событиями, упоминаниями о чем-то, о чем зритель слышит явно впервые, так что он вряд ли поспевает анализировать сказанное. Да к тому же закадровый текст произносится Ужасно Серьезным Тоном, местами просто таки Угрожающим, - так что зрителю остается только пугаться, и переживать за свой любимый честный канал. Наверное, именно потому, что авторы программы не рассчитывали на осмысление сказанного в эфире, авторы не стали привлекать к работе над выпуском литературного редактора. Как, впрочем, и вообще любого грамотного человека. Текст изобилует удивительными речевыми оборотами, ранее не встречавшимся в русском языке – программа русскоязычная. И в ней «каналы потерпают от действий Нацсовета», «журналисты были шокированы узнать», «Нацсовет неустанно бдит информационное пространство Украины», «существуют лазейки задавить СМИ» . Конечно, журналисты канала «1+1» давно стремятся говорить со зрителем на одном языке – но не до такой же степени! Вначале программы журналисты хвастались высокими рейтингами «1+1», и, исходя из этого, авторы программы должны были допустить, что среди их зрителей могут оказаться люди, закончившие школу, не говоря уже о вузе – статистическая вероятность все-таки существует, и ее можно было бы учесть.
Но, как становится ясно из хода программы, журналисты решили не обращать внимания на такие мелочи, как наличие образования, памяти, логики – да и мозга вообще – у зрителя. И приложили максимум усилий, чтобы сделать как можно больше нелогичных, спорных, заведомо лживых утверждений - возможно, в расчете на то, что обрушив такую непереваренную массу всего на зрителя, он удивится, стукнет кулаком по столу, и… Правда, на какую именно реакцию зрителей рассчитывали авторы программы, остается загадкой.
В своем сорокаминутном выпуске авторы «Украинских сенсаций» рассказали много страшных историй. Например, что Нацсовет всегда был цепным псом любых властей: лишал лицензии славные каналы ТВі и «Ютар» в прошлом, а теперь предъявляет неадекватные требования к СМИ, в частности, к каналу «1+1». Ну что же, в целом, конечно, к работе Нацсовета действительно масса вопросов. И некоторая избирательность в их решениях действительно наблюдается. Но журналисты «1+1» превратили эти вопросы исключительно в повод для полива грязью конкурентов, недругов и невыгодных самому каналу решений Нацсовета.
Во-первых, в программе сообщили, что «при новой реформаторской власти, телеканал «1+1», который еще несколько лет назад вовсю освещал правдиво Революцию достоинства, теперь вынужден неустанно бороться за разрешение работать для украинских телезрителей». Получается, что если три года назад канал работал правдиво, то теперь к нему никогда не может быть претензий? И что значит – непрестанно бороться за свое право работать? Непрестанно – это кусочек декабря прошлого года и весь январь года нынешнего? Ведь закадровым голосом зрителям тут же рассказали, что «в надежде, что в предпраздничные дни украинцы не обратят внимания на противозаконные решения, Нацсовет решил действовать перед Новым годом». Что именно хотел Нацсовет от канала, остается не совсем понятным: свою версию рассказывает Александр Ткаченко и юрист канала, но мнение главы Нацсовета Юрия Артеменко в эфире не прозвучало. Зрителям, конечно, напомнили, что по закону никаких дополнительных бумаг после решения о продлении лицензии регулятор требовать не может – и тем более, не его дело интересоваться конечным бенефициаром в связи с национализацией «Приватбанка». Действительно, интересно, почему Артеменко не подождал до 31 марта 2017 года, когда все каналы будут обязаны обновить информацию о своих конечных бенефициарах. Но о таких тонкостях зрителям решили не сообщать – и перешли к другим жертвам «произвола» Нацсовета: каналу «112», «Радио Вести», «Интеру», «СТБ» и NеwsOne.
Как рассказал зрителям генпродюсер «Радио Вести» Виталлий Докаленко, «с возникновением закона об определении конечно бенефициара, Нацсовет получил хороший инструмент по придиркам и по управлению. Сейчас у них огромный ресурс по воздействию на медиа». И с этим мнением согласны журналисты программы – зачем, действительно, людям знать, кто является конечным бенефициаром СМИ? Раньше же жили как-то без этого закона – и ничего, доллар по 8 был, коммуналка меньше, а стабильность – стабильнее. А теперь вон Нацсовет придирается к «Радио Вести», бездоказательно считает, что к «Вестям» имеет отношение беглый министр доходов и сборов Александр Клименко. Хотя и Докаленко, и Семченко в программе заявляют, что у них все прозрачно, документы в порядке, и никакого отношения Клименко к холдингу не имеет.
В общем, можно было бы сказать, что «1+1» посочувствовал «Радио Вести», если бы не фраза: «Мы не знаем, кто владеет «Радио Вести» и не берем во внимание пророссийский угол подачи информации для украинских слушателей. А лишь приводим их как пример, который заставляет еще раз усомниться в законности действий Нацсовета». А почему, собственно, журналисты «Плюсов» вдруг не знают, кто владеет «Вестями»? Докаленко же им рассказал, что у них прозрачная и открытая структура, – точно так же, как и у самих «Плюсов»? Докаленко прямо так и сказал: «У Нацсовета почему-то есть претензии к бенефициару «1+1», и к бенефициару «Радио Вести» - только почему-то у Нацсовета нет претензий к бенефициару 5-го канала». Из комментария Докаленко становилось понятно, что они одной крови – «Плюсы» и «Вести», и тут такой пассаж: и угол пророссийский, и бенефициар какой-то мутный. Нехорошо поступили с Докаленко «Украинские сенсации» - но это было только начало.
Дальше зрителям рассказали, что, получив инструмент давления, Нацсовет стал угрожать лишением лицензий каналам – в том числе «Интеру». «Не тяжело представить, что если канал заставляют проходить какие-то ненужные конкурсы, то топ-менеджмент любого СМИ будет готов сесть за стол переговоров с кем угодно. Не исключено, что именно под таким соусом и могла быть продлена лицензия скандальному каналу «Интер» - сообщил закадровый голос. Далее – прямая речь экс-руководителя НТКУ Зураба Аласании, который рассказывает, что в целом у Нацсовета были справедливые претензии к «Интеру», только их было недостаточно много. Затем медиаюрист, сопредседатель РПР Тарас Шевченко предполагает, что власть о чем-то договорилась с «Интером». Так, с помощью буквально двух фраз, у зрителя создается впечатление, что Нацсовет на стороне сил зла, «скандальный «Интер» тоже, власть вообще за гранью – и только «Плюсы» в белом.
И чтобы подчеркнуть этот тезис, журналисты «Украинских сенсаций» раскрывают зрителям шокирующую правду: настоящий враг окопался не только в Нацсовете, но и на телевидении – и его вражескость не идет ни в какой в сравнение с «пророссийскостью Вестей» и «скандальностью «Интера».
Цитата: «Если бы Артеменко чаще смотрел телевидение, он бы не заигрывал по пустякам с большими телеканалами, а обратил бы внимание на информационные пушки с определенно неукраинским характером, прямо под носом у украинских телезрителей и всего Национального совета». И каковы эти мелкие информационные пушки с неукраинским характером прямо под носом украинского зрителя? Да это же канал «Украина», на котором показывают сериалы вроде «Не зарекайся» - кадры из которого демонстрируют зрителям «Плюсов».
Чуть позже в программе снова возникает вопрос о канале «Украина» (цитата):
«И что больше всего возмущает экспертное сообщество, что рядом же тотальное и постоянное нарушение – вот, например, телеканал «Украина». Глава этого телеканала решил показать на злобу дня сериал, в котором не подбирают слов к украинскому правительству. И воспевают войска ДНР. И подобная тенденция с пророссийским характером не пройдет мимо сознания даже самых заядлых патриотов, - уверены эксперты». И далее – рассказ о том, как влияют сериалы «в которых не подбирают слов к украинскому правительству» на умы телезрителей, со ссылкой на эксперта того самого Нацсовета Любовь Найденову, которая рассказывает, как манипуляции в художественных сериалах могут влиять на настроения зрителей. Интересно, что только в связи с сериалами на канале «Украина» журналисты «Плюсов» спросили у Артеменко, что делает Нацсовет, чтобы прекратить показы этих сериалов. Глава Нацсовета, кстати, не смог (или не захотел) четко ответить на этот вопрос, сославшись на то, что он не помнит этих решений. Хотя узнать эту информацию легко – была назначена проверка, канал «Украина» получил предупреждение за сериал «Не зарекайся», и сейчас канал оспаривает это решение в суде.
Очевидно, что такое решение Нацсовета журналистам «Сенсаций» в этом случае кажется недостаточным. А в другом случае – с каналом СТБ – уже избыточным. Поскольку в программе «Украинские сенсации» вступились за СТБ в связи со скандалом вокруг «Битвы экстрасенсов». Цитата: «Стоило телеканалу СТБ ошибиться, и выдать в эфир русскую программу «Битва экстрасенсов», Нацсовет тут же голосует за наказание, не дав и слова провинившимся – несмотря на незамедлительные извинения и увольнение виноватых. Артеменко тут же говорит и о возможном лишении лицензии канала». Далее идет синхрон Артеменко, который сообщает, что после предупреждения может последовать штраф, а затем – обращение в суд по поводу лишения канала лицензии. Жаль только, что в синхроне не слышно вопроса, на который отвечает Артеменко, и непонятно, он говорит конкретно о канале СТБ, или вообще о механизме действий Нацсовета в случае нарушений законодательства любым каналом? Забыли, конечно, и упомянуть, что «русскую «Битву экстрасенсов» показали не совсем по ошибке – ведь был закуплен целый сезон программы, и что явно не уволенные «стрелочники» принимали это решение о приобретении. Не рассказали также и о том, что именно возмутило и зрителей и Нацсовет в показанном эпизоде. А ведь там, в отличие от сериала «Не зарекайся!», принимали участие реальные российские военные, воевавшие в Украине.
Предполагается, что зритель к этому моменту настолько ошарашен страшными откровениями о Нацсовете, что совершенно не способен соображать. Только этим можно объяснить следующий фрагмент программы, в которой «1+1» рассказывает о тяжелой доле «112 канала». Зрителям сообщают: «Телеканал 112 начала свое существование сразу же после побега предыдущей власти». Позвольте – а как же работа 112-го во время Майдана? А как же официальное сообщение 112-го о начале работы 28 ноября 2013 года? Впрочем, конечно, «1+1», который так гордится собственным освещением Майдана, мог не заметить там журналистов других каналов. Тем более, могли забыть и свои собственные новости о манипуляции и пропаганде на телеканале «112» - чего только не забудешь, когда речь идет о войне с Нацсоветом! И тогда становится понятно, почему канал 112 представлен зрителям «Плюсов» как средоточие борцов с властью, который она намерена уничтожить руками нацсоветчиков. Цитата: «В момент возникновения канала заговорили о влиянии Захарченко на канал из трех цифр, но каких-либо конкретных доказательств этому не находят. И политикам из высоких кабинетов стало ясно, что журналисты этого канала любят щекотать им нервы, и разворачивают план по уничтожению насмелившихся критиковать власть. Тайный документ мог быть разработан специально для Нацсовета». Далее в программе показывают тот самый план, который вчера опубликовал депутат Сергей Лещенко, с письмами Григория Шверка о том, как действовать в отношении 112 канала.
Документы эти, как известно «ДМ», находились у журналистов «1+1» как минимум с лета 2016 года – просто не было случая их использовать. А теперь они пришлись как нельзя кстати. И даже если «документы» подлинные, а содержащиеся в «плане» пункты местами незаконны – зрителям забыли рассказать, в чем причина сыр-бора вокруг цифровых частот канала «112».
Да и в целом, если коварный «план» и был разработан, он так и не был реализован: цифровые частоты все еще у 112-го, канал все так же работает, насколько известно, собственника не сменил, и продолжает вовсю «щекотать нервы политикам во властных кабинетах». Пикантная подробность еще и в том, что всего пару лет назад, в 2015 году, «Плюсы» (а именно «ООО «Гравис», юрлицо канала «ПлюсПлюс») в числе прочих оставшихся без цифровых лицензий региональных вещателей, просили Нацсовет «справедливого пересмотра результатов конкурса» и в обращении к Нацсовету заявляли о недопустимости изменений программных концепций ООО «Ариадна ТВ», ООО «Лидер ТВ», ООО «Новый формат ТВ», ООО «Партнер ТВ» , вещающих под логотипом «112», вопреки условиям конкурса. Забыли на «Плюсах» и об этом.
Зато рассказали, что власть пыталась торговаться за канал «112» - хотя это, как и о причастности Захарченко к каналу, «так и не было доказано». И что второй канал – NewsOne – тоже попал в переплет. Хотя к Нацсовету эта история вообще не имеет отношения, зрителям рассказали, что сначала один советник министра энергетики Дмитрий Носиков отрицал причастность к покупке этого канала – а затем стал генеральным продюсером на этом канале. Связь между покупкой канала и назначением нового топ-менеджера, зрителям предложили додумать самим.
Чтобы два раза не вставать, в программе решили побороться и с цифровым вещанием. Еще в начале «Сенсаций» зрителям пообещали рассказать, «почему в Украине форсируют переход на цифровое вещание и чем грозит бездумное отключение каналов». Так что пять минут программы посвятили поискам ответа на этот вопрос. Рассказали, что идея перейти на цифровое не нова – «когда-то она лоббировалась Януковичем, а теперь приглянулась реформаторам». Забыли, правда, уточнить, что так называемый Женевский договор о переходе на цифровое вещание был подписан Украиной еще в 2006 году – то есть не Януковичем, а Ющенко. И что на самом деле на цифру переходят все европейские страны, и большинство уже перешли, кстати. Зато сообщили, что «цифровое покрытие в Украине на 30% меньше, чем аналоговое – и именно столько процентов территории останется без права получать информацию. Эти люди будут подключать спутниковые антенны, и получат доступ ко всем каналам России – и даже так называемой Новороссии». Выходит, обретя спутниковую тарелку, люди, хоть и смогут принимать весь пакет каналов группы «1+1», но захотят смотреть русские и даже сепаратистские каналы? Интересное у «Плюсов» мнение о своей аудитории.
Сообщили также, что Нацсовет, между прочим, не протестует против непрозрачной собственности компании «Зеонбуд», которая является монополистом по предоставлению цифрового сигнала – и это очень правильная претензия. Правда, реального механизма для выяснения настоящего, а не номинального собственника, у Нацсовета нет – только в момент переоформления лицензии есть хоть какой-то способ это узнать. Но такие мелочи журналистов «Украинских сенсаций» не интересуют – и они советуют Нацсовету разобраться с «Зеонбудом», а не заниматься «какой-то выдуманной бумажкой с телеканала «1+1».
Чтобы картина была полной, нужно отметить еще одну деталь: в программе утверждается, что «отключение аналогового сигнала Нацсовет запланировал на лето 2017 года» и чертовски спешит с этим отключением, по непонятным журналистам причинам. Ничего, что дату установил Кабмин, а не Нацсовет? Ничего, что по подписанному в 2006 году международному договору Украина должна была перейти на цифровое вещание еще в 2015 году – и уже опоздала на два года?
В общем, во всем виноват Нацовет и стоящие за ним люди «из власти» - и в том, что за журналистами следят, и ситуация со свободой слова ужасная, на журналистов нападают, их убивают – этот рассказ тоже был включен в программу о «Монополистах слова». Понятно, что ситуация с нападениями на журналистов и давлением на СМИ в Украине не самая лучшая – но почему, упоминая отчет «Репортеров без границ», в программе тревожным голосом сказали, что в «2015 году Украина была на 129 месте, а в 2016 УЖЕ на 107-ом»? Это же прогресс, а не ухудшение ситуации?
Но наиболее странным в программе оказался ее финал. Цитата: «Власть, скупая небольшие телеканалы, пытается создать национальный телехолдинг, в программах которой всегда будет правой всегда только одна сторона. Поэтому заявления главы Нацсовета о том, что история с лицензией «1+1» еще не закончена, приобретает совершенно понятный подтекст. При этом надо помнить, что Нацсовет - коллегиальный орган и в нем нет одноголосной позиции относительно целого ряда принципиальных вопросов и решений. И как минимум четыре члена Нацсовета – Александр Ильяшенко, Олег Черныш, Ольга Герасимьюк и Валентин Коваль – категорически против избирательного подхода к СМИ и деления их на своих и чужих. Но кто-то стоящий за руководством Нацсовета хочет обратного. «Украинские сенсации» будут и дальше пристально следить за действиями Нацсовета, ведь рано или поздно все тайное станет явным».
Коллегиальный орган, в составе которого четыре из на данный момент семи работающих в Нацсовете «категорически против избирательного подхода к СМИ» - то есть большинство против. Кто же тогда принимает все эти решения Нацсовета, которыми так напугали за 40 минут эфира программы ее создатели? Неужели «кто-то стоящий за руководством Нацсовета» и голосует сам за всех его членов? Или, может, пытками или подкупом выбивает у членов совета «правильные» голосования? Может, проверить эти подозрения и нужно было в программе расследований?
Хорошо, что «Украинские сенсации» обещают продолжение.