Айдер Муждабаев пригрозил судом Илье Азару
Вчера, 22 мая, в Фейсбуке разгорелся конфликт между украинским журналистом, заместителем генерального директора телеканала ATR Айдером Муждабаевым и его российским коллегой, специальным корреспондентом «Новой газеты» Ильей Азаром. Поводом для перепалки стал пост Муждабаева, в котором тот обратился к СБУ, МВД и ГПУ с просьбой провести расследование деятельности Антона Чадского, который, по его словам, является активистом организации «Дом свободной России в Киеве». Журналист считает, что это человек разжигает межнациональную рознь.
Обращение Муждабаева прокомментировал Илья Азар, заметив, что «слова – это слова, за них судить не надо». «Глупости лучше не заметить, – добавил российский журналист. – А ты уже доносы в органы пишешь, чтобы организации запрещали. Ты хуже Путина». На это Айдер Муждабаев попрощался с коллегой, уточнив, что «ваша страна нам жизни переломала, а ты мне будешь тут указывать, могу ли я открытое письмо написать с требованием разобраться с клеветой и ксенофобией».
В результате довольно длительной переписки в комментариях журналисты обменялись обвинениями в нетерпимости:
В конечном итоге Айдер Муждабаев потребовал от Азара публичных извинений за обвинение в фашизме и пригрозил судом. Позднее серьезность своих намерений перевести разговор в судебно-правовую плоскость Муждабаев подтвердил отдельным постом.
Илья Азар, комментируя конфликт для «Детектора медиа» считает, что Айдер «не только пишет совершенно здравые вещи о тяжелой судьбе крымских татар в Крыму», но и «нашел свою уникальную нишу, которая заключается в том, что он чуть ли не каждый день пишет в Фейсбук о том, что российские либералы такие же ватники и негодяи, как и российские власти, что российские журналисты врут все, а не только те, кто работаю на госканалах».
«При этом он делает это в таком оскорбительном тоне, что поссорился уже со всеми друзьями и знакомыми из России, а также со многими коллегами в Киеве, – рассказал Илья Азар. – Во всяком случае, мои знакомые украинские журналисты избегают с ним общаться и его читать. Хотя меня все всегда отговаривали, утверждая, что «он окончательно е*нулся, и это бесполезно», я старался с ним общаться, пытался убедить его, что он не прав. Когда я последний раз был в Киеве, то даже был в гостях у Айдера дома, вместе с несколькими коллегами из Украины и России. Общение проходило неровно, но в целом дружественно, я даже сфотографировался с Айдером и коллегами на фоне крымско-татарского флага и подписал его: «Союз евреев, русских и крымских татар». Мне кажется, что в интернете он, не видя собеседника в лицо, распаляется и не сдерживает себя. В живом общении физиономия бывшего друга, знакомого, коллеги все-таки пробуждает в нем воспоминания о том, что и в России есть нормальные люди, которые не несут ответственности за аннексию Крыма, за страдания крымских татар. Дотянуться до тех, кто несет, он не может или не хочет, поэтому отыгрывается на друзьях».
Вчерашний инцидент по мнению Ильи Азара возник именно на этой почве. Журналист подчеркнул, что несколько раз ездил в Крым, писал объективные материалы о проблеме крымских татар, однако Айдер Муждабаев всякий раз материалы коллеги «разносил в пух и прах».
«Я искренне не люблю спецслужбы (да и кто, родившийся в СССР и знающий историю этой страны, может), не вижу принципиальных различий между ФСБ и СБУ, и к заявлениям, обращениям к органам с просьбой разобраться с человеком (любым) отношусь трепетно, – объясняет Азар, почему принял участие в споре под постом. – Когда Айдер в очередной раз обвинил меня в том, что я не считаю крымских татар за людей, я не выдержал и назвал его фашистом, потому что это он постоянно унижает и поносит как профессиональных журналистов (чего стоит история с «Дождем», на который он нажаловался), так и оппозиционеров в России, которых осталось не так уж много. Конечно, обидно слышать постоянные упреки, причем в оскорбительной форме, от Айдера, поэтому я не выдержал и ответил излишне резко».
При этом Азар подчеркнул, что несмотря ни на что, к коллеге относится хорошо.
«Понимаю его боль, как и всего народа крымских татар, но считаю, что он выбрал неподходящую цель, – признается Азар. – Он хороший, искренний человек, но сознательно провоцирует своих российских друзей и коллег, хотя логичнее и порядочнее было бы давно забанить вообще всех россиян и писать о том, какие они мудаки, для своих».
В свою очередь, Айдер Муждабаев в комментарии «Детектору медиа» сообщил, что суд возможен.
«Конфликта никакого не было. Я с ним не ссорился, – прокомментировал перебранку с Ильей Азаром Айдер Муждабаев для «Детектора медиа». – Когда он последний раз, в марте, приезжал в Киев, то был у меня в гостях, мы общались, говорили о политике, все было нормально. А тут Илья вдруг появился у меня в комментариях и назвал меня «фашистом» и «неадекватным националистом». Я спокойно отношусь к разным людям, которые позволяли себе разные высказывания в мой адрес, меня много раз оскорбляли российские либеральные деятели, но я даже с ними продолжаю общаться, делаю скидку на то, что им там реально трудно оставаться людьми. Но тут получилась совсем некрасивая история.
Вдруг из уст журналиста, которого в Украине называли серьезным человеком, который представляет «Новую газету» – российское издание, которое старается все же быть объективным, – выскакивает такое определение. В данном случае Илья повел себя как русский пропагандист. Для меня очень важно, чтобы он либо доказал в суде, либо публично извинился за такие высказывания. У меня есть репутация. Я всю жизнь свою в журналистике боролся с любыми проявлениями ксенофобии, гомофобии, с антисемитизмом. У меня множество друзей и коллег из различных организаций, в которых представлены национальные, религиозные, сексуальные меньшинства. Думаю, им было очень странно услышать, что я – фашист, националист. Это такая ложь на уровне Оруэлла, стопроцентная клевета. И она должна быть опровергнута. Таких слов на ветер не бросают.
Я хочу еще раз подчеркнуть, что мы с Ильей Азаром ни разу лично не ссорились. И в это раз в комментариях под постом я с ним нормально общался, пока не понял, что он перешел в жанр троллинга. Я этот жанр вполне приемлю в личных отношениях, но не в публичном поле. У меня был конкретный вопрос и предложение извиниться за «фашиста». Илья что-то там написал про Муссолини, а затем сразу назвал меня «неадекватным националистом». В общем, троллинг в исполнении профессиональных журналистов мне не нравится.
Теперь я жду приезда Ильи в Украину – у него есть все мои контакты, и мы сможем отправиться в суд, где у него будет возможность доказать, что я – такой, каким он меня публично назвал. Это, разумеется, невозможно, потому что это неправда, просто хамские выдумки Азара, который решил «приложить» меня, может быть, на потребу своей российской публике. У меня на эту тему нет никакого надрыва. Тем не менее, я готов подать гражданский иск стоимостью в одну гривну – больше это дело не стоит. Здесь важно другое. Журналист, приезжающий в Украину, работающий у нас, должен отвечать за свои слова, в отличие от российских пропагандистов, которые твердят про фашистов, хунту. Я хочу, чтобы Илья это понял, и чтобы такое не повторялось больше ни с кем».
Возможность судебного разбирательства Илья Азар, по его словам, всерьез не воспринимает:
«Нашли главного врага Украины и крымских татар – молодцы, поздравляю, – прокомментировал Илья Азар заявление Муждабаева насчет судебного иска. – Если речь идет о гражданском иске в 1 гривну, то я с удовольствием приеду в Киев и подискутирую со своим приятелем Айдером, пусть и не в баре, а в такой странной обстановке».
Фото: Фейсбук Сергея Гришина, Фейсбук Марии Бароновой