«Наречена для тата» — когда хочется закрыть дырку в бане

«Наречена для тата» — когда хочется закрыть дырку в бане

Стоит ли подглядывать за жизнью обычных людей, почему реалити — не самая лучшая почва для взращивания отношений и как рушатся сказки, созданные телевизионщками.
«Наречена для тата» — когда хочется закрыть дырку в бане
«Наречена для тата» — когда хочется закрыть дырку в бане
12 Лют 2018
0
9713

На телеканале СТБ стартовал новый проект — адаптация американского формата Single Dad Seeking. «Наречена для тата» — реалити, в котором пятеро мужчин, в одиночку воспитывающих своих детей, пытаются построить отношения с женщинами, отобранными для них специально разработанной программой совместимости. Невесты на месяц переезжают в дом к своим суженым и под прицелами камер в приятном обществе десятка человек съемочной группы пытаются построить отношения с героями, их детьми и, в некоторых случаях, еще и их родителями.

Промокампания проекта обнадеживала и настраивала на прекрасное: обещалось, что «Наречена для тата» будет «самой теплой премьерой зимы, которая согреет наши сердца». В кадре видеоролика — очаровательная девочка в пушистых белых варежках, расклеивает по столбам заснеженного города объявления «Ищу невесту для папы». Романтично и трогательно, правда? По крайней мере, задает определенный тон. И нужно сказать, что в самом начале первого выпуска проекта, когда зрителей знакомят с главными героями, ничто не предвещает беды. Создатели реалити здесь не прогадали: когда в кадре мужчины рассказывают о том, как любят своих детей, по какой причине те остались без мамы (например, у героя Михаила Вирича и его дочки Зои — это очень трагическая история) и как им не хватает женской ласки и любви, вопросов не возникает. Рекламный посыл «Погрузись в мир надежды и ожиданий, в котором больше никому не будет одиноко» пока работает. Что уж там, съемки так называемых визиток героев — фирменное блюдо создателей проекта «Холостяка» («Наречену для тата» снимает то же ТО), на котором они, кажется, съели не одну сотню собак. Но далее подход к съемкам нового реалити кардинально отличается от «Холостяка»: если в шоу об одиноком мужчине, выбирающем среди множества невест, телевизионное вмешательство в жизнь участников приближается к абсолютному и тотальному, в проекте «Наречена для тата» медийщики, по словам руководителя ТО Анны Калины, выбрали совсем другой подход — некое беспристрастное подглядывание в жизнь каждой семьи. Нет никаких заданий, придуманных сценаристами свиданий, особенных условий и предлагаемых обстоятельств, которые диктуются создателями проекта.

Героини проекта селятся в доме совершенно незнакомого мужчины (что само по себе немного странно, не находите?) и просто живут, как уж получится. В этот момент оказывается, что реальная жизнь реальных людей ну очень далека от телевизионного мира с заснеженной лавочкой, милой девочкой и ее объявлениями о поиске невесты для папы. «Мы просили беленькую, а приехала черненькая! Ну таке…» — с детской непосредственностью комментирует девочка Зоя появление в доме невесты Юлии Федчун. «Может, полторы недели продержится, может, неделю…» — заявляет мальчик Арсен, к папе которого — Марату Осипову — приехала невеста Виктория Короткова. Грубовато, но, по-моему, довольно честно: что-то подсказывает, что если бы не контракты, которые подписывают участники, соглашаясь сниматься в шоу (не будем утверждать, что в данном проекте договоры составляются на драконовских условиях, но, как мы знаем, такая практика на ТВ довольно распространена), бежали бы невесты после первой же встречи с героями, куда глаза глядят. Я могу ошибаться, но условия для взращивания отношений у героев далеко не тепличные. Мужчины продолжают жить своей жизнью: ходят на работу, занимаются обычными делами, да, как минимум, живут в своем собственном доме. Женщины же бросают все (это, конечно, продиктовано технической стороной вопроса, о чем говорила Анна Калина нам в интервью), оказываются в незнакомом месте с незнакомыми людьми и просто должны принять условия семьи, в которой оказались. Кстати, здесь возникает очень простой технический вопрос о финансовой зависимости или независимости героинь. Сомневаюсь, что все они перед участием в шоу закопали монетки на Поле Чудес. И, раз уж они не работают и вообще находятся вдалеке от своей привычной жизни, получается, что оказываются не только на чужой, для некоторых враждебной, территории, но и в некой финансово-бытовой зависимости от женихов. Так что когда героиня Татьяна Сирица, приехавшая в село к жениху Юрию Шпильке, долго и мучительно отпрашивается у него съездить в город по своим делам, становится как-то неловко за героев. С другой стороны, Юлия Федчун своему жениху не постеснялась сообщить, что жить в однокомнатной квартире вместе с его мамой не готова. Но, судя по тому, как это воспринимается Михаилом и его мамой, становится ясно: к такому жизнь его не готовила, и даже странно, что невеста не принимает его жизнь такой, какая она есть. В целом, после просмотра двух выпусков проекта довольно неприятно осознавать, что, в основном, мужчины, которые до этого так вдохновенно рассказывали, как им не хватает романтики и личной жизни, вдруг на полном серьезе ожидают, что незнакомая женщина приедет к ним в дом и тут же бросится готовить, стирать, убирать и при этом сильно и пламенно любить их, вместе со всеми их причудами. Последнее, конечно, вопрос мировоззренческий и к создателям проекта уже не относится. Но все это в совокупности создает не самый приятный эффект.

Вообще подглядывание за чужой жизнью — история немного рискованная для телевидения. Конечно, зрителям почему-то всегда интересно наблюдать за другими, ничем, вроде, не примечательными людьми. Но жизнь героев проекта «Наречена для тата» — совсем не то зрелище, которое может предложить, например, дырка в женской бане. Этот, местами совсем неприглядный, быт, это абсолютное неумение разговаривать друг с другом, эта неловкость героев от самой ситуации, в основном, вызывают лишь так называемый испанский стыд. Когда хочется зажмурится, закрыть эту дырку и больше не смотреть на то, как по-дурацки ведут себя порою люди. Это совсем не та романтическая сказка, на которую нас настраивали с самого начала.

Что-то похожее предлагает зрителям и проект «1+1» «Міняю жінку» — правда, там у приехавшей в незнакомую семью женщины нет задачи построить отношения с мужчиной, поэтому и ощущения от подглядывания не такие острые.

О технической стороне проекта «Наречена для тата»name="_GoBack">. Пожалуй, идея показывать по чуть-чуть истории разных, практически никак между собой не связанных, героев — не самый удачный концепт. Ко второму выпуску проекта зрителей уже познакомили с четырьмя семьями, судя по всему, в третьем выпуске появится пятая. Но даже три пары в первом выпуске «Нареченої для тата» проявили некую проблему: целостность проекта оставляет желать лучшего. Перескакивание с одной истории на другую чаще всего никак драматургически не обосновано: мы в один момент оставляем одну пару и почему-то переключаемся на другую, потом — снова возвращаемся к первой, а затем — сразу к третьей. И тематической связи (например, сначала — все первые встречи, потом — схожие бытовые проблемы, далее — первые конфликты) между ними нет. По этой причине создателям реалити часто приходится повторять предыдущую сцену, переключаясь с одной пары на другую, чтобы напомнить зрителям, в какой момент они оставили этих героев. Хронометраж растягивается, динамика развития событий провисает. А некоторые моменты, честно признаться, совсем не хочется смотреть дважды.

От всего этого возникает общее ощущение беспомощности: герои беспомощны в своих попытках построить отношения при таких довольно странных условиях, телевизионщики немного беспомощны в попытках превратить довольно неприглядную жизнь (в которую они принципиально не вмешиваются) в смотрибельное шоу. По сути, все, что они могут сделать — это эффектно подзвучить происходящее в кадре. Иногда выходит довольно смешно. «Расскажите мне, пожалуйста, о Марате», — просит Виктория Короткова домработницу своего жениха. Вступает «тревожная» музыка. Как будто сейчас домработница откроет тайную дверь в квартире героя и покажет трупы предыдущих невест. Но этого, конечно, не происходит.

Это забавно и немного грустно. Потому что за столько лет, которые телеканал СТБ показывал зрителям красивые шоу о любви, похожей на сказку или, по крайней мере, на мексиканский сериал, мы совсем отвыкли от того, что реальная жизнь совсем не такая красивая, зачастую — нелепая и немного неудобная для взгляда со стороны.

Наверняка хоть у одной из пар, да и сложатся длительные отношения. Может, к съемкам постшоу кто-нибудь из них даже поженится. Но даже при таком счастливом финале это будет скорее походить на Стокгольмский синдром. А ведь хочется верить в любовь. Вам нет?

Фото: скриншот видео с YouTube

Теги
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Щодня наша команда готує для вас якісні й актуальні матеріали, які допомагають медіа в Україні ставати кращими. Ми будемо вдячні за будь-яку вашу підтримку. Ваші пожертви – це можливість робити ще більше.
Спільнота ДМ
Інше у цій категорії
Віталій Баранник
для «Детектора медіа»
Історія про те, як досвідчений кіно- й телеоператор став таксистом і масажистом із купою вдячних клієнтів.
15 Серп 2023 14:10
4 615
Юлія Лавришин
Дві журналістки видання будуть раз на два тижні обговорювати внутрішньополітичні проблеми України
12 Трав 2023 17:32
2 743
Лєна Чиченіна
«Детектор медіа»
Ще двоє телевізійників пішли на війну. Інколи такі повідомлення стають несподіваними навіть для колективу.
12 Трав 2023 14:47
3 656
Роман Мельник
«Детектор медіа»
Кліп розповідає про історію 14-річного Саші, який пережив 5 місяців окупації та втратив дім.
11 Трав 2023 15:21
2 303
Валерія Буняк
«Детектор медіа»
Журналістка Тетяна Федоркова: Харківські журналісти, на жаль, звикли до хамства з боку міської влади — особливо у відповідь на питання, які викликають критику або резонанс.
10 Трав 2023 19:14
11 684
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду