Почему на политических ток-шоу все время орут? Отвечают сотрудники российского Первого канала
Интернет-издание «Медуза» опубликовало материал о финансовом кризисе на «Первом канале» (Россия), руководителем которого является Константин Эрнст. В своем материале «Медуза» процитировала расследование ресурса «Инсайдер» о том, как устроена пропаганда на российском телевидении. И если вас интересовало, почему в эфирах российских политических ток-шоу так много кричат, то теперь у вас есть ответ: сразу два сотрудника «Первого», с которыми разговаривал «Инсайдер», назвали «оручесть» необходимым и достаточным условием, для того, чтобы гость программы устраивал руководство канала.
«Что особенно меня бесило в той работе — у руководства был в ходу термин «оручесть». Ты должна предоставлять лица для эфира и этим новым (или неновым) лицам испортить настроение, накрутить — они должны орать. Боссы так и спрашивали про новых экспертов: «А он оручий?» Это один из основных показателей, причем любой интеллигентный адекватный человек, когда слышит этот хоровой ор в эфире, сразу перестает воспринимать информацию, а у начальников это считается высшим пилотажем. Если базар-вокзал в программе – значит эфир задался, если же они худо бедно друг друга дослушивали: один закончил, другой продолжил – все, эфир — говно, все переключили — на нас вопили начальники и Шейнин. При Толстом «Политика» была более или менее ничего, туда считалось статусно ходить — 6 собеседников и ведущий, давали высказаться, а на «Время покажет» принцип другой: «А он орет? Не орет, тогда не надо». Откуда у них такое видение, я не знаю, но редактор получал выговор, если его гость не орал», — говорит сотрудница канала. «Степень оручести — это показатель успеха программы номер один, не рейтинг», — добавляет она.
«Почему все орут друг на друга на шоу? Наш зритель — это, в основном, домохозяйки, которые днем дома, и им не нужны философствования, разъяснения или глубокий анализ, у них телевизор работает фоном, пока они готовят обед или его едят. Задача канала — дать им эмоции, за хрустом капусты, которую хозяйка жует перед телевизором, слов все равно не слышно. И мы даем им эту страсть. А гости программы уже знают, что от них ждут, и ведут себя соответственно», - рассказал изданию другой сотрудник канала, работающий на политическое ток-шоу. «”Время покажет” — это шоу для домохозяек, это не серьезный разговор, а способ развлечь людей разговором на политическую тему. Серьезную дискуссию, увы, никто и не собирается затевать. Если взять Украину, то (…) главное тут — это визг, крик и эмоции. Это сублимация эмоций на политическую тему», — добавляет Иржи Юст, чешский журналист, участник ток-шоу.
Напомним, что в эфире «Первого канала» выходит ежедневное политическое ток-шоу «Время покажет», с ведущим Артемом Шейниным. В материале указывается, что т.н. эксперты программы проходят «предкастинг», то есть прежде чем выпустить их в эфир, редакторы программы обговаривают с гостями их политические взгляды, позицию по разным поводам. Про т.н. «украинцев», то есть людей, которые в эфире представляют якобы украинскую позицию по различным вопросам (это одни и те же люди, в частности — Вячеслав Ковтун, Сергей Запорожский, Дмитрий Суворов) — получают за участие в программе деньги. Издание пишет, что участие оплачивается от 10 до 15 тысяч рублей за эфир. Тоже самое касается американца Майкла Бома, которого представляют в программе «американским журналистом», хотя на самом деле он бывший страховой агент, переехавший в Россию. Но тарифы варьируются: покойный Сергей Доренко брал за участие в эфире 100 тысяч рублей.
«Руководство постоянно проявляло полнейшее отсутствие логики: они требовали новых лиц. Ты эксперта оттестируешь, возьмешь прединтервью, поймешь его позицию по разным вопросам, убедишься, что он подходит, говоришь: «Давайте попробуем». И потом его либо не приглашают, либо сажают на скамейку запасных и слова ему не дают, и неясно, во имя чего все это было затевать. Если какой-то неожиданно найденный герой, от которого ничего не ожидали, выстрелил, за это могли даже премию выписать, но это скорее уникальная ситуация», — говорит сотрудница. Другой сотрудник канала подтвердил, что охота за гостями ведется очень жестко, за отсутствие нужных гостей штрафуют или могут уволить — и периодически каналы друг у друга их крадут: «Я знаю как минимум три случая, когда экспертов пытались похитить — одного, например, из гостиницы. Сделали вид, что за ним приехала машина от нас, благо, он успел нам позвонить. Но один раз я была свидетелем вопиющего случая: гостя пытались украсть прямо в коридорах Останкино, когда он шел на эфир. Просто схватили за рукав и тянули — хорошо, что он знал, куда на самом деле хочет идти выступать», — рассказывает сотрудник канала.
Отдельно упоминается, что аплодисменты в шоу также модерируются — и один из гостей, искренне расстроенный тем, что ему совсем не хлопают, попросил сотрудницу канала, чтобы она дала указание студии похлопать и ему. Она согласовала этот вопрос с руководством, и в очередном эфире гость сорвал бурные овации. Если гость надоедает своими частыми появлениями в эфире, руководство канала дает указ на некоторое время «забыть» его. Затем вето отменяют, и гость снова приходит в эфир.
В материале «Медузы» указывается, что из-за амбиций руководства и плохого управления, а также вступивших в действие санкций и экономического кризиса «Первый» накопил огромные долги перед подрядчиками. При этом рейтинги канала неуклонно падают.
Фото: theins.ru