Он упал. Николай Азаров рассказал о сбитом «Боинге МH17»
Потрясающее интервью бывшего премьер-министра Украины Николая Азарова вышло на радиостанции «Эхо Москвы» – с хунтами, фашистами, ополченцами и всем прочим. Но вот особенно тронул фрагмент интервью, в котором Азаров рассказывает о том, кто год назад сбил малайзийский «Боинг» – и буквально сообщает следующее: «То, что самолет потерпел катастрофу именно в результате поражения его каким-то боевым снарядом или ракетой – это совершенно очевидно». Мог бы вообще-то не строить такое длинное и трудное предложение, а просто заявить: «Он упал».
– У вас есть мнение на этот счет, свое мнение, кто сбил «Боинг» над Донецком?
– Я не могу так однозначно ответить, но ход расследования, который сейчас происходит, говорит о том, что украинская сторона, к большому сожалению – почему я говорю: к сожалению – потому что меня касается как бывшего премьер-министра Украины – ведет недобросовестную игру. То есть практически, если бы они хотели установить истину, сейчас бы появились записи переговоров пилотов и авиадиспетчеров, сейчас бы были допрошены пилоты самолетов.
– Пилоты самолетов – каких?
– А вот те, которые якобы летали в зоне крушения «Боинга». Ведь в российских СМИ появились такие сведения, появились даже материалы допросов. Поэтому, естественно, если бы сейчас я был премьер-министром, немедленно дал бы указания провести допросы всех отвечающих в тот момент за полеты специалистов воинской части. Но этого не было сделано. Это казалось очень странно.
Второе. Мне приходилось принимать участие в расследовании сбитого самолета «Ту-154» нашего, не нашего, вернее, а российского. Мы попытались вместе с израильтянами восстановить контуры этого самолета. Подняли со дна моря обломки, сконструировали. Здесь ничего этого не делается.
И наконец, последнее: тот минимум гласности, который необходим при расследовании катастроф такого масштаба, его сейчас нет. Значит, кто-то заинтересован, чтобы скрыть истину. И получается, вот я сейчас смотрю как объективный наблюдатель – с одной стороны, российская сторона приводит аргументы, приводит документальные свидетельства – украинская сторона избегает этих документальных свидетельств. А следователи голландские делают все, чтобы следствие проходило абсолютно туманно, невнятно и не было бы для доступа к каким-то даже промежуточным материалам.
– Ну вот Малайзия внесла в Совет безопасности ООН проект резолюции с требованием международного трибунала по крушению самолета. Вы поддерживаете эту резолюцию?
– Прежде всего нужно узнать результаты следствия. Если следствие будет проведено объективно, то, конечно. Но если следствие будет проведено предвзято, то ни о каком международном трибунале говорить не приходится.
– А кто, на ваш взгляд, проведет объективное расследование, а кто, соответственно, предвзятое?
– В данной ситуации, безусловно, должна была быть международная следственная комиссия с участием всех заинтересованных сторон. В эту комиссию должны были войти специалисты Малайзии, Нидерландов, Украины и России. Это обязательно. Почему такая комиссия не была создана? Вот, если бы эта комиссия провела – и для этого у нее были все возможности, – объективное расследование, тогда бы имело смысл ставить вопрос, безусловно, о создании трибунала, в данном случае международного реально, потому что много стран задействовано в том, чтобы исследовать и получить достоверную информацию.
– А как вам кажется, почему Россия так не хочет этого международного трибунала?
– А прежде всего, потому что, как я сказал, она не уверена, и я не уверен, и любой нормальный человек не уверен в объективности расследования. Ну вот смотрите, сейчас широко распространены в западных СМИ утверждения о том, что якобы разрушения в Донбассе происходят из-за того, что сами ополченцы себя обстреливают. Ну, это абсолютная нелепость.
– Скажите, пожалуйста, вот вы упомянули то, что идет в западной прессе, и говорите, что много лжи, и она сразу воспринимается на веру. А вы российское телевидение смотрите?
– Конечно, смотрю.
– Как вам кажется, в сравнении с западной прессой российское телевидение говорит правду?
– Я не встречал, скажем так, откровенной лжи. А вот в западных СМИ приходится встречаться с откровенной ложью, с откровенным искажением сути. Я могу говорить только о том, что я хорошо знаю. Вот вы говорите, могу ли я объективно оценить, например, российское телевидение? Наверное, нет, потому что я не так хорошо знаю обстановку в стране, в России.
– То, что про Украину именно говорят по российскому телевидению.
– То, что говорится в российских СМИ про Украину и про события, я считаю, вообще-то, практически на сто процентов правдой.
– И все-таки возвращаясь к нашему первому вопросу. Я понимаю, что это вопрос так же, как ко мне, наверное, поскольку нет результатов расследования, и все-таки по тем данные, которые есть, которые были с самого начала, кто, по вашему, сбил «Боинг»?
– Такой вопрос, конечно… на него трудно дать однозначный ответ, потому что я не специалист ни в баллистике, ни в чем. Он явно сбит какой-то ракетой, потому что следы на фюзеляже самолета – это осколки, которые образовались в результате взрыва ракеты. Какое это было поражение – то ли это наземная ракет, то есть «земля – воздух», то ли это «воздух – воздух» – поверьте, я не настолько хороший специалист, чтобы дать уверенный ответ. Но то, что самолет потерпел катастрофу именно в результате поражения его каким-то боевым снарядом или ракетой – это совершенно очевидно.
Между прочим, Азаров собирается вернуться в Украину.
Ваша Муся
Фото: telegraf-EPA