Эротизация
Моя коллега по психиатрическим изысканиям Наталья Лигачева в этом номере журнала представила на суд неустрашимых читателей статью «Барбосизация всей страны».
В своем тексте госпожа Лигачева вскрыла страшные болезни общества – шоуизацию и таблоидизацию, которые превращают обычно высокодуховного украинского телезрителя в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, с собачьим сердцем и лицом.
Выводы Натальи Лигачевой, которые на практике я как правило опровергаю, в этот раз вынужден признать имеющими отношение к реальности. И одной из главных составных частей этой «барбосизации» я бы назвал стремительную эротизацию телеэфира.
Если в давно минувшие времена пуританской морали эротика в культурной индустрии считалась десертом, подаваемым в конце безвкусного ужина, то сегодня секс на экране начинается еще задолго до основного блюда. Доказательство этому – торжественное начало второго сезона «Фабрики звезд» на любимом мной и другими специалистами Новом канале.
Сразу после премьерного появления на экране участники «Фабрики» предстали перед зрителями – аудиторией 14–49 – в исподнем, демонстрируя тощие (в большинстве своем) белесые тела. В таком виде они рассказывали о себе, своем пути к успеху и врожденных талантах. Эти автопредставления выдерживались в определенном ключе. Например, один из участников «Фабрики» сообщил телезрителям, что он лучше своих конкурентов, поскольку у него – 20 сантиметров. Несколько странный способ репрезентации – все равно что я бы заявил на форуме психиатров, будто я умнее всех коллег, так как у меня полтора килограмма. Но шефам Нового канала и «Стар Медиа», ответственной за «Фабрику звезд», виднее.
Таким образом, хотя впереди у юных «фабрикантов» три месяца изнурительного, облагораживающего и совершенно бессмысленного труда по превращению из никому не известных аматоров в звезд телеэкрана, они уже продемонстрировали публике все, к чему она подсознательно тянется. Никто ведь не думает, что на самом деле зрителя 14–49 интересуют песни и танцевальные номера телезвезд, чья слава будет не более долговечной, чем созывы Верховной Рады последних лет? Нет, как доказала Наталья Лигачева, современный зритель весьма далек от высоких сфер и интересуется, в основном, свежим мясом. В частности, в виде молодых девушек и юношей. И как теперь «Фабрика», обнажив свои козыри, собирается держать аудиторию в напряжении – покажет время.
Я, однако, не спешу бить в набат, доставшийся от викторианских пуритан – эротизация много лучше других телевизионных пороков. Например, политизации и гламуризации. Потому желаю артистическому конкурсу «Фабрика звезд» и его участникам всего хорошего. В частности, моему фавориту – вокалисту Гургену. Он откровенно признается, что в жизни любит посмотреть телевизор и поесть, а есть любит все, кроме баклажан. Что еще нужно для достижения высот в мире культуры с искусством?
Исаак Шалвович Розенблюм
Рисунок Юрия Никитина