Украина - не Россия
В эпоху интерактивной политики каждое средство массовой информации приобрело дополнительную важность. Газеты и телеканалы, журналы и радио отходят от изначально поставленных перед ними задач. Из источника информации они превращаются в субъекты политических противостояний.
Так было и раньше. Во всех тоталитарных государствах медийщики выполняли функции пропаганды. Подобным образом ситуация сложилась в России. Чем более СМИ «российское», тем оно ближе руководству страны. Их бюджеты состоят из двух статей. Первая – это поступления из государственной казны. Вторая – доходы от рекламодателей. В общем, нормальная практика для рыночных отношений. Реклама – это двигатель торговли, а государство – заказчик информационного поля.
В России есть оппозиционные СМИ. Это факт, который своей деятельностью подтверждаю «Рен-ТВ» и «Эхо Москвы». Данные медиа работают на контрасте и служат таким себе форпостом всех «несогласных». Российскому руководству не с руки запрещать деятельность оппозиции. Во – первых, наша северная соседка стремиться в Европу. Там находятся не только основные покупатели ее ресурсов, но и самые престижные курорты. Во – вторых, у российских федеральных СМИ существует некая подпитка от оппозиционных структур. Они создают информационные поводы, которые впоследствии обыгрываются государственными каналами и газетами. Мол, мы специально не запрещаем либеральные и оппозиционные каналы. Дескать, посмотри россиянин, что тебе предлагает «оранжевая хунта».
Россиянин смотрит и делает свои выводы. Однако ему, горемычному, не понять всех перипетий информационных войн. Он думает, что ему дают свободу выбора. А на практике получается своеобразное духовное рейдерство. То есть, кража души без последующей компенсации. Российская власть ассоциирует свою политику с созиданием. При отсутствии созидания реального его заменяет виртуальность.
С этой виртуальностью в дом каждого россиянина приходит государственное телевидение. Точнее, оно там живет. Отличной иллюстрацией российского телевизионного быта служит программа «Наша Раша». Точнее, ее герой – житель города Таганрога, который разговаривает с телевизором. Среднестатистический зритель живет виртуальностью. Она подобна наркотику, который вымывает из костей белый фосфор и заменяет его красным.
Плюрализма мнений в тоталитарной стране быть не может. Более того, отсутствие свободы слова – один из отличительных признаков больного государства. Доказывать что – либо нужно реальными делами, а не виртуальными вымыслами. Тогда и конкурентов не будет. Не смотря на торжество популизма, электорат все – равно судит по реальным делам. Его нельзя обманывать постоянно. В тот момент, когда уровень пустословия зашкаливает, в стране наступает политический кризис. Который влечет за собой кризис медийный. Растущие в тепличных условиях журналисты «ОРТ» и «России» сдуваются. Они не чувствуют прямой конкуренции. Они не испытывают денежный голод.
Так, где же здесь интерактивность? Она отходит на второй план. Переключать каналы можно только формально. Потому что от перестановки слагаемых сумма не меняется. Другое дело – Украина. В нашей стране можно менять слагаемые и составлять из них свою сумму. То есть, анализировать и принимать решение. Другое дело, что наши СМИ не выполняют образовательную функцию. Так сказать, много аналитики, но мало смысла.
А ведь в каждый продукт нужно вкладывать идею. Не политическую, а смысловую. Аккуратно подталкивать зрителя к размышлению. Не к тому, которое касаются новых туалетов Юлии Тимошенко. Отнюдь. Нужно думать наперед и решать, какой страна будет завтра. Благо у нас для этого есть все возможности.
Это прекрасно, что Юлия Тимошенко и Дмитрий Фирташ дерутся за телеканал «Интер». Чем бы политик не тешился, лишь бы не рейдерством. При всех недостатках украинской политики она пахнет чем-то настоящим. И прав Виктор Ющенко, который радуется этим временам. В данном случае я думаю с ним одинаково. То есть, уверен – мы живем в эпоху перемен. И только от нас зависит, чем она закончится. Вариантов два – либо тоталитаризмом имени Путина, либо нормальной политической системой. Пускай в ней будет даже коммунистический канал Петра Симоненка и драки в Раде. Главное, чтобы она была настоящей.
Важно, чтобы избиратели шли на выборы не за деньги, а за идею. Чтобы технологи не пилили бюджеты, а учили своих подопечных разговаривать. Чтобы у нас, наконец, было из кого выбирать!
Медиа – это нынешнее и будущее. Но если его не двигать вперед, оно превратиться в тотальное «ОРТ». И тогда никакой интерактивности не будет. А экономический и политический успех государства так и останется мечтой.