Кино — это точка роста украинской экономики
18 февраля Верховная Рада внесла изменения в Закон о кинематографии и с этого дня все кинематографисты Украины стали надеяться на то, что наконец-то эпоха непроизводства у нас закончилась.
Должен сказать, что я имею некоторую причастность к содержательной части этого закона, в том смысле, что я предлагал и подробно расписывал в кулуарных встречах некоторым Членам Союза кинематографистов (перед их встречами с законодателями) схему как не брать денег на кино в бюджете и как суметь заработать в рамках самой украинской киноиндустрии и дать заработать другим.
Я хочу попытаться простым языком изложить ответ на вопрос: почему это давно надо было сделать? И собственно как это сделать в рамках новой редакции закона, чтобы не дай Бог благие намерения не остались благими намерениями. Вопросы на первый взгляд банальные, но если копнуть глубже, то чуть ли не жизненно важные для страны. Потому что состояние нашего кино отражает общее состояние нашей экономики и нашего морального состояния и самоуважения. Мы импорто-ориентирванная страна, причем что в области кино, что в области продуктов питания (на рынках уже повсеместно польская свинина) и уже практически любых товаров, которые еще буквально каких-то 20 лет назад составляли гордость нашей экономики. Это страшно. Вторичная провинциальная не производящая ничего путнего страна. Ну может быть уголь, металл и трубы. И кое-что из сельского хозяйства. На голландских семенах и по голландским технологиям. Что не является ни технологическим ни интеллектулаьным достоинством.
Но это эмоции. К делу.
Итак. Кино - как точка роста украиснкой экономики.
Часть первая. Идеологическая.
Мы вот уже почти 20 лет являемся страной, которая сформировалась как бы вдруг и которая сформировалась без четкой и общей для всех идеологии и самоидентификации. Очень мало людей могут внятно сформулировать ответ на вопрос: кто мы все? Не в частности жители того или иного региона, а именно мы все. Что нас объединяет и что нас делает великим народом? Или если еще не делает, то что может дать это сделать?
Вопросы простые как вдыхаемый воздух.
Мы русские? (Ведь в Речи Посполитой до воссоединения с Россией наши земли именовались Великое княжество Русское. Была Московская Русь и была просто Русь. Так вот мы были Русь). И даже сейчас в Хмельницкой области люди говорят на абсолютно чистой украинской мове: «ми люди руські".
Мы украинцы?
Мы европейцы?
Или мы буферная зона между русскими и европейскими?
Эти все вопросы являются чрезвычайно важными и для простых людей и не для простых и вообще для страны и эти вопросы до сих пор не освещаются в формате современного легендирования и современного кино.
Мы просто потребляем легенды соседней России или почти соседнего англосаксонского мира. И все до единого чувствуем, что наши легенды в любых жанрах могли бы быть круче: боевики (а мы очень хорошие воины), мелодрамы (а наши женщины самые красивые и самые умные в мире), комедии (а наш юмор от Мариуполя до Одессы вообще является основой огромной части славянской культуры) - во всех этих жанрах могло бы быть что-то чрезвычайно конкурентное что в Москве что в Лос-Анжелесе. Если бы...
Если бы современное, передовое национальное кино у нас было. А его просто нет. Не телевизионного на кассетах БЕТАКАМ, не с русскими звездами и с предпродажами на русские каналы, а настоящее кинотеатральное, в большом количестве залов, с мощнейшими промокампаниями, именно нашего национального, не шароварного, про нас, для нас и о том, кто мы такие. И ведь давно пора.
Уже лет как 10 пора перестать легендировать эти вещи с политических трибун или из студий политических ток-шоу. Там не тот масштаб. Там слишком много пафоса и слишком явно видна чья-то тактическая или региональоная выгода, которая никак не может объединить страну. И потом там нет актеров, которых можно любить и через которых можно наконец-то начать любить себя. Украинское национальное кино - это общенациональная стратегическая долгосрочная выгода.
Людям нужны истории об их предках, о героях XVI века, о героях XIX века и о героях XXI века.. Эти истории могут оказаться тем самым цементом нации, который поможет ей выстоять в трудные времена, которые видать таки не пройдут мимо нас стороной, и цемент, который не позволит стране расколоться по конфессиональным и цивилизационным признакам.
Согласитесь, это важно. Как бы я не относился к Украине политической, я люблю эту страну и не хочу для нее никаких потрясений. А все ее потрясения находятся в головах ее граждан. И этому нужно дать эффективное успокоительное и вдохновляющее лекарство.
Часть вторая. Бизнесовая.
Украина - это страна с растущими рынками. Даже в кризисное время наши рынки имеют бОльшую емкость и бОльший потенциал для роста, чем любая отдельно взятая европейская страна. Даже по причине большей территории и пока еще большего населения. Только есть ощущение, что налоговое законодательство в этой стране писалось не украинцами, а какими-нибудь поляками или австрийцами, которым сильная и мощная Украина с мощным экспортным потенциалом не нужна. Или писалась украинцами, которым иностранные эмисары заплатили денег за то, чтобы погасить все наши потенциалы. Тема эта длинная, самое главное что наше законодательство не разделяет торговые бизнесы и производственные и тем более вообще в упор не видит экспортно-производсвенные. Что понятно. Поляки и австрийцы деньги ведь платят не за то, чтобы на границе Украины сформировались товарные предложения по мобильным телефонам, бытовой электронике, дешевой и качественной одежде или инновационной элементной базе для компьютеров. Некоторые в этом месте даже могут рассметяться. Об этом уже 20 лет никто и не мечтает. А ведь зря. Пока что еще для всего этого возможности есть. Еще не совсем убилась наша школа, еще не заржавели все производственные мощности, построенные во времена ненавидимого всеми Иосифа Виссарионовича. Еще есть порох в пороховницах.
Я не говорю уже о пакетах украинских фильмов, которые именовались бы к примеру «Новой Украинской Волной» и которые с успехом торговались бы на европейских и азиатских рынках, вытесняя достаточно схематичные американские и французские трехходовки.
Украинское кино освободили от НДС. Освободили не полностью. Освободили только с января 2011 года и с коррупционными оговорками. Потому что список Кабмина, регламентирующий национальных производителей - это вещь не бесплатная. Но это понятно и это в любом случае лучше, чем то, что было до этого. Это понятно по простым причинам. Новые правила открывают путь к частным инвестициям в эту отрасль и освобождают эти инвестици от налогов. Очень простым языком, кино станет у нас законным внутренним офшором. Или свободной экономической зоной. И это позволит нарастить жир и сделать инфраструктурный задел. Это почти тоже самое, что сделал Рузвельт в 1934 году, когда начал строить государственные дороги и эти дороги служат по сю пору. Кинематографический рывок Украины 2011-2016 годов должен стать такой же рузвельтовской дорогой, по которой мы сможем отработать модель роста не только кинематографии. А и всего того, что так не хотят видеть на наших экспортных складах временного хранения разные поляки и австрийцы.
Понятно, что если кто-то в этой стране станет быстро и хорошо зарабатывать, то контролирующие или регламентирующие люди должны с этого получить долю малую.
Нет вопросов. Главное, чтобы список Кабмина не ограничился 10 фирмами и вся эта история не превратилась не в ожидаемый индустриальный скачок, а в банальный дерибан узкой кормушки для приближенных.
Потому что любую хорошую идею, даже 10 раз легендированную в кино и по телевизору можно испортить нашим извечным стремлением к монополии и ограничению конкуренции и предпринимательских свобод.
В общем, кратко так.
© Дмитрий Таран, Генеральный директор ЗАО «Ялтинская киностудия»