Режиссер Олег Боднарчук о работе с Ефросининой, конфузе с Пугачевой и успехе нового шоу
Когда на Новом канале закончились съемки шоу перевоплощений «Шоумаsтгоуон», его руководитель и ведущая Маша Ефросинина заявила, что второго сезона шоу не будет. Она объяснила это тем, что часть ее команды уехала в Москву, чтобы снимать для Первого канала аналогичный проект «Один в один». Чтобы узнать, кто же на самом деле уехал от Маши в Россию, и послужило ли это причиной отказа от второго сезона, ваша Дуся позвонила постановщику обоих телепроектов, украинскому режиссеру Олегу Боднарчуку.
- Олег, в одном из интервью Маша Ефросинина сказала, что второго сезона «Шоумаsтгоуон» на Новом канале не будет, потому как львиная доля ее команды уехала в Россию. Если я правильно понимаю, «львиная доля» - это вы и ваши люди?
- Нет, не совсем так. Дело в том, что просто команда Маши, которая работает с ней там уже определенное количество проектов, начиная с «Мечты сбываются» и так далее - она как раз вся и осталась. А поехали в Москву фрилансеры - люди, которые работают на многих проектах, свободные, которых приглашают.
Но я хочу заступиться за Машу Ефросинину, поскольку считаю, что ряд статей, вышедших на тему «профессионального одиночества Маши», дискредитируют ее как продюсера. На самом деле никакая команда Машу не покидала и не уезжала в Москву делать проект «Один в один» на Первом канале. Все люди, которые работали с ней на протяжении длительного времени в полном составе, остались в Киеве. Я имею в виду первого помощника Викторию Вишнякову, а также Александру Луговую, Юрия Яцко, Андрея Фурмана, Максима Пастухова, Павла Шилько и многих других преданных ей людей.
Уехали только вольнонаемные сотрудники - фрилансеры, которые работают на многих проектах сезонно. А именно я, мой коллега Мигель, а также хореограф-постановщик Максим Пасюк. Мы никогда не были командой Маши, или были ею три месяца, но в таком случае летом мы были командой Валентины Басовской на «КрымМюзикФесте», зимой - Аллы Пугачевой на «Рождественских встречах», а сейчас - Тимура Вайнштейна на шоу «Один в один». Именно в таком составе мы создавали все эти проекты, за исключением гримера Ирины Белиной, которая присоединилась к нам в шоу «Один в один» и до этого тоже работала автономно.
- Муся говорит, что у шоу «Один в один» высокие рейтинги. Как считаете, чем обусловлен такой успех по сравнению с его аналогом в Украине? Думаете, на Первом канале дело дойдет до второго сезона?
- Ну, о втором сезоне речь не идет, поскольку только три программы вышли в эфир, а запланировано 12. Но динамика рейтингов нас, конечно же, радует. Мы начинали с доли в 15% на первом выпуске, на третьем было чуть больше 24%, и вот наш последний эфир взял уже 25%. И это сравнимо с одним из самых успешных проектов на Первом канале последнего времени - это талант-шоу «Голос». Вот у них финальный выпуск прошел с такими же показателями.
- Какие перед вами стоят задачи, кроме как обойти по рейтингам конкурентов?
- Помимо рейтингов, у нас есть и другие намерения. Мы хотим сделать качественный продукт, чтобы в первую очередь было интересно и зрителям, и нам его создавать. И очень рады тому, что у нас все получается.
- Оно и неудивительно, учитывая, что у вас есть уже опыт съемок по тому же формату.
- Да, это голландский формат Your Face Sounds Familiar, который переводится как «Ваше лицо мне знакомо». И, насколько мне известно, Новый канал уже давным-давно его приобрел, еще когда гендиректором была Ирина Лысенко, и этот проект лежал на полке. Потом Маша отважилась все-таки его осуществить и пригласила меня, а я уже подобрал людей, с которыми можно это сделать. Ну это что касается постановочной части, творческой. И за три месяца мы это осуществили.
- Чем отличается работа над «Один в один» по сравнению с аналогичным опытом на Новом канале?
- Практически ничем. Потому что как на Новом канале продюсеры всю художественную, творческую часть отдавали на откуп режиссерам, так и в продакшне WeiT Media (снимает для Первого канала шоу «Один в один» и сериалы. - «Дуся») есть полное доверие режиссеру-постановщику, который подбирает репертуар, подбирает образы, принимает решение, в каком стиле это подать.
Единственное что отличается, так это масштаб аудитории. Потому что если проект на Первом канале имеет высокую долю и рейтинг, он становится общенациональным. А Новый канал с долей 7%, как мне кажется, не дал нам возможности выйти на национальный уровень проекта.
- Возможно, дело в подборе артистов для одного и другого шоу?
- Вы совершенно правы, и в этом тоже есть существенное отличие, поскольку в российской версии - это уже все поющие люди. У нас нет проблемы: споет она эту песню или не споет. Конечно, в «библии формата» написано, что допускаются и артисты, и спортсмены, которые могут петь. Но поскольку на Первом канале все поющие участники, то с этим, конечно, полегче.
- Олег, вы снимали первые сезоны проекта «Фактор А» на канале «Россия». Теперь же во многом благодаря вам талант-шоу Аллы Пугачевой оказалось в хвосте рейтинговой таблицы и переместилось в другой слот.
- По иронии судьбы я делал первый и второй сезоны шоу «Фактор А», где художественным руководителем стал Борис Краснов. А в этом сезоне мы перешли на «Один в один», которое поставили в том же слоте, что и третий сезон «Фактора А».
- Конкурируете, значит?
- Да. Это такая ирония судьбы. Сначала мы это шоу делали, потом мы его убивали другим шоу. И его из этого слота убрали. Они его поставили просто в 16:00 по воскресеньям, а мы идем в прайм-тайм - 18:00. Хотя ранее оба проекта выходили параллельно.
- Насколько я знаю, с Аллой Борисовной вы делали несколько проектов. Как так получилось, что вы стали конкурентами?
- С Аллой Борисовной мы познакомились на «Танцах со звездами», когда я работал на канале «Россия», и она тогда меня пригласила на новый проект. Честно говоря, «Фактор А» показался мне достаточно консервативным проектом с точки зрения его музыкального продюсирования. То есть мне, как человеку молодому, экспериментирующему постоянно, становилось все это менее и менее интересно.
Потом были «Рождественские встречи», где у нас получился небольшой творческий конфуз. Поскольку Алла Борисовна, являющаяся сама режиссером, мне кажется, совершила ошибку, пригласив и меня на проект. При этом она уже сама заранее все увидела, что должно происходить на сцене, какие должны быть блоки, эпизоды, номера, и как должны выглядеть артисты. Уже в процессе подготовки я понял, что не смогу увидеть ее глазами шоу, и это, наверное, нереально. Ну и мы как-то этот проект закончили.
На самом деле Алла Борисовна очень хороший режиссер. И она в свое время сделала много открытий в режиссуре. У нее есть авторские режиссерские приемы, которые я учил в институте. Мне кажется, что я просто обманул себя в какой-то момент, подумав, что она мне доверилась и в какой-то степени не будет режиссировать сама. Это столкнулись два разных видения одной и той же программы. Одинаковым оно не могло быть априори. И плюс, вы же понимаете, я не могу противостоять человеку, имени которого этот проект.
Для меня это все было психологически очень болезненно, и я даже решил этой весной ничего не делать, где-то поехать отдохнуть. Может быть, даже лечь в какое-то медицинское учреждение, чтобы отойти от психологической травмы, которая со мной произошла на «Рождественских встречах». Поэтому я отказался, естественно, от третьего сезона «Фактор А», хотя продюсеры ко мне обращались с предложением поработать. Я им ответил, что, наверное, не получится, у нас есть психологические проблемы во взаимоотношениях.
А потом так случилось, что где-то за три недели... Не знаю, почему, но шоу «Один в один» готовили с каким-то опозданием и срочно искали команду. Мне позвонили, и я понял, что мне очень нравится этот формат, тем более на Первом канале. Можно сказать, что это еще одна моя вершина, которая была мною не покорена. До этого я уже был везде - и на «МузТВ», и на канале «Россия», и в Кремлевском дворце.
- Наверное, вы даже не предполагали, что у этого шоу будут такие заоблачные рейтинги?
- По правде говоря, я знал, что это успешное шоу само по себе. Кто бы его ни делал, все равно был бы успех. То есть я не хочу брать на себя все лавры от того, что сейчас происходит вокруг этого шоу, вокруг рейтингов. Когда мне его предложили, я понял, что это те сани, в которые стоит сесть. Или это тот последний вагон, в который стоит заскочить, несмотря на то, что до запуска оставалось три недели. И плюс команда была сработана.
Мы даже с Машей Ефросининой встретились, и я попросил у нее благословения на новый проект. Она меня благословила и сказала: «Олег, но вы же осенью все с нами, потому что здесь второй сезон «Шоумаsтгоуон». Я сказал, что, конечно, да. Тем более весна и осень никоим образом не пересекаются, между ними лето.
- Так все-таки на Новом канале планируются съемки второго сезона «Шоумаsтгоуон»?
- Нет, не планируются. Для меня стало большой неожиданностью, когда я в Москве прочитал, что второго сезона «Шоумаsтгоуон» не будет, поскольку команда Маши Ефросининой все бросила и уехала в Москву делать аналогичный проект. И я не понял, почему все из-за команды, которая спокойно весной может закончить «Один в один», отдохнуть летом, а осенью взяться за «Шоумаsтгоуон». Мы ведь как работали с разными заказчиками, так и работаем.
- Скажите, а россияне решили купить это шоу, когда увидели украинскую адаптацию?
- Да, именно в формате «Шоумаsтгоуон», поскольку в оригинальном формате это шоу несколько отличается от того, что делали мы. Именно мы придумали, что номера должны быть зрелищными, в них должна быть ирония. Это должен быть какой-то отстраненный взгляд на оригинал, который мы изображаем. Подход должен быть с юмором. Если это шоу развлекательное, нельзя «на умняке» надевать парик, костюм и изображать это всё на серьезе. Если это всё смешно по сути своей, нельзя делать постное такое шоу.
Российским продюсерам это понравилось, и они решили делать его именно так. А поскольку у них были очень сжатые сроки, я считаю, что они поступили совершенно верно, взяв людей, у которых есть опыт в этом. Чтобы не придумывать еще раз велосипед, лучше всё это сделать быстро и уже правильно.
- Вы наверняка заметили, что «Один в один», «Голос», да и тот же «Фактор А» появились на российском ТВ после их успеха в Украине. Как вы думаете, благодаря чему наш телерынок задает тренд в России?
- Мне кажется, там немножко другая ситуация вообще с телевидением, поскольку у нас люди уже разбалованные. Сколько было прекрасных проектов и на СТБ, и на том же Новом канале раньше. У нас же это все намного раньше началось. И у нас сразу пустили молодых людей режиссировать, продюсировать эти шоу. Ведь наши каналы принадлежат очень богатым людям, и они, не стесняясь, вкладывают в это большие деньги. Поэтому они вырастили целую генерацию молодых, профессиональных людей.
А в России другая ситуация. Там работают кадры еще тех времен, и они никого из молодых не пускают. А по качеству, когда они посматривают наши программы, их интересуют именно украинские проекты. Поэтому они приглашают уже готовых людей, чтобы они приехали, сделали проект и уехали быстро. А своих растить не хотят, потому что переживают за свои места.
- Получается, вы не только делаете свою работу и зарабатываете деньги, но и ведете талантливых украинских коллег покорять Россию.
- А еще я поддерживаю национального производителя. Поскольку еду в Москву, беру там много денег и привожу их сюда. А потом даю их людям, которые производят видео, шьют костюмы. Даю им возможность заработать и забираю всё это туда. Вот так.
- Сейчас вы как раз за этим приехали в Киев?
- Нет. Сейчас я еще параллельно готовлю премию «МузТВ», которая у нас состоится 7 июня в «Олимпийском». В перерывах между съемками я сюда приезжаю, встречаюсь с компаниями, которые производят видео, встречаюсь с художниками по костюмам, которые рисуют эскизы. А также готовлю здесь номера, поскольку считаю, что производство в Украине на сегодняшний день намного качественнее, креативнее и так далее.
На прощание Дуся хотела бы пожелать Олегу Боднарчуку новых вершин не только в рейтингах, но и в творчестве. А всем украинским телезрителям - новых, талантливых и захватывающих шоу, которые следом за Киевом покорят и Москву.
Ваша Дуся Катасонова
Фото: Первый канал, из личного архива Олега Боднарчука