Главред "Платформы" Юрий Марченко – о том, как в Киеве живется на минимальную зарплату

Главред "Платформы" Юрий Марченко – о том, как в Киеве живется на минимальную зарплату

Минимальная зарплата в нашей стране (если кто не в курсе, на сегодняшний момент она составляет 1218 грн.) - как золотое сечение. Есть, лежит в основе всего и вся, но одновременно как бы и нет. По крайней мере, ни у вашей Дуси, ни у моих многочисленны
Главред "Платформы" Юрий Марченко – о том, как в Киеве живется на минимальную зарплату
Главред "Платформы" Юрий Марченко – о том, как в Киеве живется на минимальную зарплату
23 Жов 2014
0
4769

Минимальная зарплата в нашей стране (если кто не в курсе, на сегодняшний момент она составляет 1218 грн.) - как золотое сечение. Есть, лежит в основе всего и вся, но одновременно как бы и нет. По крайней мере, ни у вашей Дуси, ни у моих многочисленных друзей и знакомых опыта прожить и выжить в Украине ровно на 1218 грн. нет. А вот у главреда онлайн-проекта "Платформа" - есть. С 1 октября он выделил себе на месяц эту самую сумму и ни копейки больше, чтобы исследовать, на что может быть похожа жизнь человека, чей месячный доход не превышает размера минимальной зарплаты. Правда, чистоту этого эксперимента немного подкорректировал Агамемнон, мопс Юрия. Бюджет на содержание своего любимца (на еду, игрушки и пеленки ежемесячно уходит порядка 600 грн.) Юрий предусмотрительно вынес за скобки эксперимента, который решил поставить на себе. 

Несмотря на то, что в течение этого месяца Юрию приходится от многого отказываться, выглядит он весьма бодро и удовлетворенно. Похоже, эксперимент оказался не напрасной затеей. О том, какую пользу для себя журналист извлек из длительного самоограничения, а также о том, что делается, на его взгляд, в нашей стране и куда всё идёт, ваша Дульсинея и побеседовала с главредом "Платформы".

- Юра, с 1 октября вы пробуете выжить в Киеве на минимальную зарплату - 1218 гривен. Скажите, что нового о себе и об окружающей действительности вы смогли узнать на этот момент?

- Мы тратим очень много денег на бесполезные штуки. Для мене это вызов и (не совсем правильное слово) приключение. Для меня это конечная история, потому что дальше я снова смогу есть бифштекс каждый день. И это меня поддерживает. Я извлек для себя урок и очень этим доволен. Раньше я выходил утром на кухню, смотрел на пачку макарон и думал: "Черт возьми, хочу позавтракать. Пойду в кафе". И потрачу на завтрак 60-80 гривен. Нет, конечно, с 1 ноября то, что я понял, не сработает. Сначала я отъемся. Но потом...

- Это не последний эксперимент, который вы ставите над собой и одновременно пишете о нем на "Платформу"?

- Да, очень хочется верить, что я выживу, и это будет не последний эксперимент. Вообще, я думал, как развивать "Платформу", и жанр эксперимента мне показался в этом смысле достаточно интересным. Так что это не я заставляю "Платформу" быть лучше, а "Платформа" заставляет меня жить лучше. Кстати, уже даже есть некоторые идеи для следующих экспериментов, причем одна из них, оформившаяся, меня пугает. Мы хотим исследовать, до какой степени Киев не приспособлен для комфортной жизни людей с ограниченными возможностями.Мне хочется верить, что благодаря моим материалам кто-то задумается, что пачка макаронов лежит на кухне не просто так, а можно сэкономить и самому себе приготовить еду, а не тратить деньги на кафе. Может, кто-то через каких-то знакомых пнёт правительство и намекнет: мол, ребята, минимальная зарплата в 1200 гривен - это неправильно, а пенсии по 900 гривен - это бесчеловечно.

- А как вы относитесь к тому, что одной из первых инициатив группы журналистов, ныне баллотирующихся в парламент, стала идея вновь повысить зарплаты народным депутатам?

- С точки зрения самих журналистов, которые идут в политику, это правильно. Они не хотят зарабатывать где-то на стороне, используя коррупционные схемы. С точки зрения олигархата, который все равно проникнет в парламент, это плохо. Честно говоря, для меня удивительно, что возникло столько шума вокруг журналистов, которые решили баллотироваться. Журналисты всегда шли во власть.

- "Революция должна превращаться в эволюцию" - это утверждение записано на странице "Платформы" в качестве слогана или идеи, в правдивость которой вы верите и которую, наверное, готовы по-своему защищать. Глядя на то, что с нами и со страной происходит сегодня, на ваш взгляд, можно утверждать, что мы пережили революцию, которая теперь вошла в стадию эволюции? Или это слишком идеалистическое представление о происходящем?

- То, что с нами происходило в прошлом году,- это Большой взрыв. Затхлое, скучное сообщество внезапно начало развиваться, стремительно, как вселенная, расширяться в разные стороны. То, какое сейчас количество разнообразных волонтерских инициатив,- это тоже показатель. Ну, и в целом, мне кажется, люди начали более трогательно и по-доброму относиться друг к другу. Так что я свято верю, что революция была. Можно ее по-разному называть, но главное, что она произошла у нас в головах. Ну, а теперь - эволюция, поскольку всё это не загибается, а наоборот, расширяется. Армию содержит народ, нигде и никогда такого не бывало со времен Средневековья.

- В самом деле, наши нравы все чаще начинают напоминать средневековые. Вас не пугает, что атмосфера в нашем обществе радикализируется? Возможна ли в такой атмосфере эволюция, о которой вы говорите?

- Нужно учитывать, что общество радикализированно еще и потому, что у нас в стране идет война. Думаю, как только победим, то огромное количество людей, которые настроены создавать, а не воровать, все-таки сыграет свою роль... Знаете, в одном из интервью с главредом украинского "Эсквайра" Алексеем Тарасовым я прочел, что их издание называет свою аудиторию "новые серьезные". Попробую прямо сейчас сформулировать, что аудитория "Платформы" - это "новые активные", например. Как раз те люди, которых пробудил Майдан, которые организовывают события, устраивают субботники, придумывают новую систему навигации в столичном метро. Молодые, думающие, талантливые патриоты - вот наша аудитория. Наша большая задача - создать коммьюнити вокруг "Платформы", но это очень тяжело сделать без оффлайновых мероприятий. Мы проводили такое встречи в кафе "Aroma", приводили интересного человека, и он давал лекцию для читателей "Платформы". Мы собираемся вернуться к подобному формату.

- Что скажете о ситуации в культурной среде нашей страны, пережившей революцию? Скажем, функционирование Евгения Нищука в качестве министра культуры - это признак того, что наша культура эволюционирует?

- Когда Нищука назначили на должность министра, я общался с разными людьми, в том числе и из мира театра, и они все были против. Прям в один голос очень критиковали его за отсутствие опыта административного управления и проч. Ну, не знаю. В последнее время я не сталкивался с особо жесткой критикой в его адрес. Не знаю, насколько велик вклад Минкульта (скорей всего вообще не велик), но тем не менее они хотя бы не мешают появлению хороших фильмов, как, например, "Племя" Слабошпицкого или "Майдан" Лозницы.

- Кстати, вам картина "Племя" понравилась?

- Она не может понравиться, но как художественное высказывание это очень сильный фильм.

- А в чем все-таки, на ваш взгляд, эта сила? Как бы вы это объяснили человеку, который и живет в реалиях, показанных в "Племени". Такой человек желает прийти в кинотеатр и отдохнуть от выживания, а вместо этого он будет смотреть кино про ту же самую беспросветность, которой сыт по горло в реальности.

- Во-первых, это кино гениально с точки зрения техники. Да и такого выразительного фильма, снятого на языке глухонемых, у нас до сих пор не было. Ну, а еще это яркое, сочное высказывание на тему современного украинского общества. Если мы не сталкиваемся с жестокостью каждый день, это еще не значит, что кто-то другой с ней не сталкивается. Это достаточно очевидная штука, но открывать глаза на нее тоже нужно. Фильм "Племя", повторяю, мне не понравился, и я не знаю ни одного извращенца, которому бы он понравился. Но это было впечатляюще.

- Как вы думаете, как долго наша эволюция будет происходить на фоне военных действий? Что нас вообще ждет в обозримом будущем?

- Я думаю, нас неизбежно ждет культ ветеранов, только не бутафорский, а настоящий и искренний. Мне понравилась история, которую я слышал от Влада Троицкого. Какой-то его знакомый вернулся из зоны АТО с обожженными глазами. Влад у него спрашивает: "Как же так? Мы тут фестивали, спектакли смотрим, а ты так серьезно пострадал". И тот ему ответил, что бойцам, которые сегодня воюют за Донбасс, важно чувствовать, что им есть куда возвращаться. Они не хотят возвращаться в страну, где все думают только об убитых и раненных, им нужно возвращаться с страну, где есть полноценная жизнь, где люди в том числе развлекаются.

- Это правильно, что ряд героев Евромайдана (таких, как козак Гаврилюк) сегодня баллотируются в народные депутаты? Вы двумя руками за то, чтобы они оказались в парламенте или у вас есть возражения?

- Это, безусловно, заслуженные люди, но они хороши в том, что делали раньше. Насколько хорошо они будут справляться с обязанностями парламентариев, я не знаю. Мне вспоминается постулат про кухарку и ее способности управлять государством. Я ни в коем случае не хочу усомниться в способностях козака Гаврилюка, но у него просто нет достаточных знаний и навыков, чтобы эффективно работать в парламенте. Ими могут начать манипулировать. И тогда это будет другая сторона тушек.

- Как вам нравится текущая предвыборная кампания? Глядя на лица кандидатов, слушая то, что они предлагают, вы чувствуете, что эти люди действительно поняли, что Майдан поменял украинцев, так что жить по-старому уже не получится?

- Думаю, что большинство упырей понимают, что в любой момент к ним могут прийти и наказать очень серьезно. Не просто броском в мусорник, а как-то пожестче. Надеюсь, что это внутреннее осознание будет их дисциплинировать. Тот факт, что вся нынешняя наружная реклама ничем не отличается от того, что мы видели раньше, - это инерция, которая, хочется верить, закончится к следующим выборам. А вот это осознание, что народ - это сила, которая может наказать, должно остаться.

Дуся

Фото: Александра Землякова, Ольга Закревская, из архива Ю.Марченко

 

Теги
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Щодня наша команда готує для вас якісні й актуальні матеріали, які допомагають медіа в Україні ставати кращими. Ми будемо вдячні за будь-яку вашу підтримку. Ваші пожертви – це можливість робити ще більше.
Спільнота ДМ
Інше у цій категорії
ДУСЯ
Недавно в оккупированном Донецке  запустилось  новое онлайн-СМИ «Афиша Новороссии». Как нетрудно догадаться из названия, формат скопировали у российской  «Афиши». Довольно познавательное издание - один  обзор «9 стартапов ДНР&raqu
25 Вер 2015 16:39
1 724
ДУСЯ
На днях "Радио Свобода" выпустило замечательное интервью с телеведущей Светланой Курицыной, более известной как Света из Иванова - активисткой прокремлевского движения "Наши", которую случайнопрославил корреспондент "Московск
22 Вер 2015 10:03
1 855
ДУСЯ
Расскажите, пожалуйста, о предстоящем ребрендинге журнала: что изменится в журнале и почему вы приняли решение менять что-либо вообще? - Во-первых, это связано это с тем, что мы отказались от лицензионного соглашения с русским «Репортером» и должны
04 Вер 2015 18:07
7 761
ДУСЯ
Дворец «Украина» – одна из крупнейших концертных площадок страны. Как и все площадки за последние почти два года, она тоже оказалась втянутой в политические скандалы: на должность директора предприятия год назад назначили кума Порошенко; затем на кон
02 Вер 2015 11:35
8 132
ДУСЯ
Первого сентября на телеканале «1+1» стартует новый сезон утреннего шоу «Сніданок з 1+1». Отличный повод, чтобы пообщаться с создателями проекта и расспросить о наболевшем. Как полюбить зрителя, чем привлечь мужскую аудиторию, какие неудачи переживал
28 Серп 2015 10:42
9 174
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду