Крымская журналистка Валентина Самар рассказала, во что превратился полуостров после аннексии

Крымская журналистка Валентина Самар рассказала, во что превратился полуостров после аннексии

Обладательница премии «Телекритики» «За профессиональную этику» Валентина Самар рассказала «Дусе» о положении СМИ, пропаганде и информационной блокаде в Крыму, а также о журналистах, которые своими телами прикрывали безоружных украинских солдат:
Крымская журналистка Валентина Самар рассказала, во что превратился полуостров после аннексии
Крымская журналистка Валентина Самар рассказала, во что превратился полуостров после аннексии
31 Жов 2014
0
11631

Как вы помните, я вам обещала интервью с крымской журналисткой Валентиной Самар, которую я повстречала на недавней церемонии вручения премий "Фаворит телепрессы". Если кто не в курсе, именно Валентина в этом году стала лауреатом собственной премии "Детектор медіа" "За профессиональную этику". Что происходит сегодня в Крыму, в частности с местной прессой, как она пережила аннексию полуострова и как оценивает действия тогдашней украинской власти, что она думает о заявлениях не самых вроде бы дремучих россиян вроде Ходорковского и Навального, объявивших, что и они на месте Путина Крым бы не отдали,- об этом и не только читайте в интервью Самар.    

- Вы  следите за состоянием крымских СМИ?

- Да, конечно. Сейчас это очень легко, ведь их осталось совсем немного. На сегодняшний день подавляющее большинство СМИ в Крыму - это средства массовой пропаганды. Как журналист, честно говоря, я сейчас получаю больше фактажной информации из российских СМИ, потому что у правительства РФ всё еще принято публиковать решения, которые оно принимает, называть какие-то суммы, цифры, внятно, со ссылками на источники этих доходов или со ссылками на статьи, по которым они распределяются. По крайней мере, эта официальная информация в Москве есть, а в Крыму этого всего давным-давно уже нет. И мне как журналисту-расследователю трудно понять, откуда берутся те или иные цифры, которые заявляются крымскими чиновниками. Откуда, скажем, взялось 77 миллиардов рублей дохода в курортной сфере за лето, если, как мы все знаем, пляжи были пустые?

- Отсюда, с материка, ситуация в Крыму малопонятна. Насколько она ухудшилась или улучшилась?

- Понимаете,  в  благодарность за «крымскую весну» самозваные руководители Крыма получили «ярлык на ханство в Крыму», и они фактически неподконтрольны никому. То есть я понимаю, что они подконтрольны тем людям в погонах, которые сидят в Москве и в силу своих обязанностей сейчас контролируют ситуацию на полуострове. Но что касается  ситуации с экономикой, свободой слова, общественным контролем - всего этого просто нет.  У нас уже появилась поговорка: Севастополь - казарма, Крым - полигон. Как мы и прогнозировали еще в апреле-мае, Крым превратился в огромную военную базу, а на военной базе ни о какой свободе слова речи быть не может. СМИ могут быть только очень контролируемые, а информация, которая появляется для граждан, проходит такие фильтры, о которых большинство журналистов Украины даже не знает, поскольку они не жили в таких условиях.
 
- Насколько полноценно, с вашей точки зрения, украинские СМИ освещают ситуацию в оккупированном Крыму?

- Можно  оценить ситуацию по тому, как разлетаются новости из Крыма. Если в Крыму всё плохо - новость будет иметь максимальное цитирование, неимоверную популярность и массу перепостов. Точно так же новость о том, что в Крыму всё хорошо, очень популярна в Москве.  Это страшный перекос. Никто не вникает в суть дела.

- Но пока происходила аннексия, представители украинских СМИ много писали о событиях в Крыму, сами ездили туда. И вы поблагодарили их в своей речи, упомянув, например, «Громадське ТБ».

- Должна сказать, что украинские и иностранные журналисты выполняли, по сути, роль голубых касок ООН в Крыму. Они стояли между безоружными украинскими военными и вооруженными российскими военными, на тот момент еще никем не признанными «зелеными человечками», которые потом оказались славными спецназовцами Российской Федерации.

Очень сложно выразить то, что тогда там происходило. Наверное, это похоже на те моменты, которые пережили многие наши коллеги во время Майдана, когда не было ни дня, ни ночи, и пылающие костры заменяли солнце.

- Вы были на Майдане?

- Конечно,  я приезжала и на первый, и на второй Майдан. Какой журналист не должен был это увидеть собственными глазами? Но думаю, что те первые ночи в Крыму, в конце февраля и начале марта, - это что-то сравнимое с тем, что происходило здесь, в Киеве.  Мы перешли на режим марафона и постоянно включали воинские части, откуда нам звонили командиры или их замы и просили прислать журналистов, потому что планировался штурм частей по этому знаменитому путинскому сценарию, когда впереди женщины, дети и якобы местные жители, а за ними - военные. И мы, конечно, обзванивали и иностранных журналистов, и украинских, просили их ехать туда. И журналисты стояли как живой щит между солдатами двух стран. Тем самым спасая, по сути, жизни людей.

- Украинские солдаты точно были безоружными?

- Да, и теперь мы уже документально можем это подтвердить: руководством Минобороны Украины был дан приказ о сдаче всего вооружения, и не просто в оружейные комнаты, а на арт-склады. Так что наши солдаты стояли с автоматами, но без рожков. А против них стояли военные с автоматами и пулеметами, заправленными и открытыми для обзора и фотографирования, что называется.

Тогда пострадали многие журналисты, били их сильно, особенно в Севастополе, мы знаем, что под удар попали и российские журналисты. Вы, наверное, помните ролик, где избивают журналиста «Русской планеты» Павла Никулина? Он кричит этим якобы самообороновцам, что он гражданин России, а его за это признание дополнительно избили. Это показательно, на мой взгляд.

Пострадало также очень много украинских журналистов, и для Украины позор, что прокуратура и следственные органы МВД до сих пор не возбудили уголовные дела по фактам избиения, ограбления, незаконного лишения свободы активистов и журналистов в Крыму. Среди этих дел должны быть и убийства крымскотатарских активистов. И то, что дел всех этих до сих пор нет,  я считаю, доказывает, что наше государство лишний раз капитулирует. Когда меня спрашивают, как можно расследовать эти дела, я отвечаю: «Да вы хотя  бы откройте, вы же по закону обязаны открыть уголовное производство. А как их  расследовать - время покажет».


- Чем вы сейчас занимаетесь на материковой части Украины?

- Во-первых, я остаюсь корреспондентом «Зеркала недели» в Автономной республике Крым. Во-вторых, мы возобновили работу Центра журналистских расследований. Еще до аннексии Крыма мы зарегистрировались в Минюсте Украины как информационное агентство. Часть сотрудников после этих событий была вынуждена покинуть полуостров, часть продолжает работать - до конца года  действует украинское законодательство в части деятельности СМИ. Дальше будем принимать решение, исходя из реалий. Наконец, сейчас, в эти дни, мы возобновляем вещание Черноморской телерадиокомпании -  на спутнике  и онлайн. Конечно, это требует значительных затрат для собственников телеканала, но они из тех людей, которые верят и знают, что Крым вернется в Украину.

Поэтому перед нами стоит такая цель: мы понимаем, что сейчас нужно делать ту работу, которую не делает государство. Но, по-моему, последние полгода для журналистов, активистов и просто активных и сознательных граждан страны  это норма и даже, можно сказать, стиль жизни. Мы на деле показываем государству и тем, кто им управляет, что всё возможно. И когда сегодня говорят, что невозможно победить в войне, невозможно вернуть Крым, я повторяю свое правило: в жизни очень часто невозможным кажется то, что никто еще не делал. Но это просто нужно сделать! И мы будем это делать.

- Для какой аудитории будет сейчас работать телерадиокомпания?

- Я знаю точно, что «Черноморку» и наши программы очень ждут в Крыму. До аннексии Крыма у Черноморской телерадиокомпании разовая аудитория составляла миллион телезрителей, сейчас крымчане живут по всей Украине, многие живут в Причерноморье, Херсоне, Николаеве, Очакове, Одессе, где сейчас базируется украинский флот и находится штаб военно-морских сил Украины. Многие семьи разорваны: часть переехала на материковую Украину, часть осталась в Крыму. И всем этим людям сейчас нужна двухсторонняя связь, коммуникация и просто информация. В Крыму должны понимать, что происходит в Украине. Еще со времен Майдана Крым начал информационно изолироваться, и это стало очень хорошей почвой для реализации информационной части гибридной войны, которую ведет Россия. Украина, в отличие от ЕС, не ввела санкции и, по сути дела, ничего не предпринимает, чтобы возникла, как минимум, транспортная блокада Крыма. Зато государство демонстрирует, как можно блокировать информацию из Украины, поступающую на полуостров. Это глупо и преступно.

- Как лично вы пережили аннексию Крыма?


- Самая большая моя эмоция была связана именно с непониманием того, для кого и зачем мы пишем. Все угрозы - и возможные, и явные, все крымские сценарии, вплоть до приезда господина Суркова и встречи с Константиновым, -  были описаны еще в ноябре-феврале этого года. Как могли все разведки страны это профукать? Почему временное новое руководство Украины переложило ответственность за все происходящее в стране на западных партнеров и «висело на руках» у тех в Крыму, кто хотел оказать какое-то сопротивление? Все было настолько очевидно, настолько картонно, настолько постановочно, что не понимать, что происходит в Крыму, было просто преступлением.


Давайте сейчас просто перевернем эту страницу. Хотя я считаю, что все имена и все поступки должны быть названы, преступления должны быть наказуемы, в том числе, преступления государственных лиц, которые не выполнили то, что им положено по Конституции. 

- Вы видели заявления Навального и Ходорковского о том, что Крым не вернется в Украину?

- Чего я не люблю в журналистике, так это перемалывания комментариев: что сказал дядя Вася, а что ответил на это дядя Петя... Я журналист-расследователь, я занимаюсь фактажной журналистикой, и мне неинтересно, кто что думает. Сегодня политик сказал одно, завтра он сказал другое - в зависимости от политической конъюнктуры, от своих шкурных интересов и т.д. и т.п. Почему мы на это обращаем внимание?

Я вам другое скажу: и слава тебе, Господи, что они это сказали. Посмотрите, какая дискуссия развернулась в самом российском обществе! Я с удовольствием читаю сейчас блоги на «Эхе Москвы», статьи в «Новой газете» и вижу, что есть другая Россия, вижу цвет ее интеллигенции, которая глубоко анализирует ситуацию, в отличие от украинских политиков, которые продолжают разговаривать лозунгами вместо того, чтобы думать, как поступать дальше. Поэтому я очень благодарна господам Навальному и Ходорковскому за то, что они заявили то, что хочет сегодня слышать их избиратель (а именно так я это объясняю), поскольку после их заявлений в самой России развернулась очень хорошая дискуссия на тему Крыма.

Жаль, что ее нет в Украине. И поэтому одна из задач, которые я себе ставлю, и наша команда работает над этим, - тема Крыма должна стать в повестку дня страны. Не надо откладывать ее на потом и рассказывать глупости о том,  что когда Украина расцветет, крымчане вернутся сами. Они что, постучат утром в дверь и скажут «Мама, я вернулся»? Что-нибудь для этого нужно делать, нельзя же вести себя так пассивно!

- Как вы оцениваете прошедшие выборы в Крыму?

- Я считаю, что эти так называемые выборы в парламент Крыма были очень удачными для государства Украина. Мы опубликовали в «Зеркале неделе» наши подсчеты, рассказали,  как были приписаны сто тысяч голосов, которые появились за последние 45 минут до закрытия избирательных участков, и только таким образом была натянута явка больше 50% избирателей. Мы можем с уверенностью говорить, что большинство жителей Крыма проигнорировало эти выборы. Сколько там добросили, дорисовали - это уже другой вопрос. По сути, это был очень хороший соцопрос, и результаты его настраивают меня на оптимистический лад.

Ваша Муся

Фото:Андрей Шматов

Теги
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Щодня наша команда готує для вас якісні й актуальні матеріали, які допомагають медіа в Україні ставати кращими. Ми будемо вдячні за будь-яку вашу підтримку. Ваші пожертви – це можливість робити ще більше.
Спільнота ДМ
Інше у цій категорії
ДУСЯ
Недавно в оккупированном Донецке  запустилось  новое онлайн-СМИ «Афиша Новороссии». Как нетрудно догадаться из названия, формат скопировали у российской  «Афиши». Довольно познавательное издание - один  обзор «9 стартапов ДНР&raqu
25 Вер 2015 16:39
1 724
ДУСЯ
На днях "Радио Свобода" выпустило замечательное интервью с телеведущей Светланой Курицыной, более известной как Света из Иванова - активисткой прокремлевского движения "Наши", которую случайнопрославил корреспондент "Московск
22 Вер 2015 10:03
1 855
ДУСЯ
Расскажите, пожалуйста, о предстоящем ребрендинге журнала: что изменится в журнале и почему вы приняли решение менять что-либо вообще? - Во-первых, это связано это с тем, что мы отказались от лицензионного соглашения с русским «Репортером» и должны
04 Вер 2015 18:07
7 761
ДУСЯ
Дворец «Украина» – одна из крупнейших концертных площадок страны. Как и все площадки за последние почти два года, она тоже оказалась втянутой в политические скандалы: на должность директора предприятия год назад назначили кума Порошенко; затем на кон
02 Вер 2015 11:35
8 132
ДУСЯ
Первого сентября на телеканале «1+1» стартует новый сезон утреннего шоу «Сніданок з 1+1». Отличный повод, чтобы пообщаться с создателями проекта и расспросить о наболевшем. Как полюбить зрителя, чем привлечь мужскую аудиторию, какие неудачи переживал
28 Серп 2015 10:42
9 174
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду