Даниил Яневский: "Я никогда не поддерживал идею вступления Украины в Евросоюз"
Знаю, что мои читатели заждались обещанного большого интервью с Даниилом Яневским, экс-ведущим "Громадського ТБ". Напомню, ваша Дуся уже публиковала фрагмент нашей с Даниилом беседы, где он подробно рассказал об обстоятельствах своего прихода, а затем ухода с канала, где журналистам во имя общественных интересов можно безнаказанно использовать факи в прямом эфире. Я решила подразнить вас и сегодня, а уже в ближайший понедельник обещаю наконец представить основную часть этого интервью. Пока же еще один фрагмент, в котором Яневский делится своим взгядом на срывы фильмов на ЛГБТ-тематику и европейские ценности, а также формулирует разницу между отношениями влюбленных друг в друга людей одного пола и любовью между мужчиной и женщиной.
- Вы приглашаете в книжный магазин Борислава Березу из того самого «Правого сектора», который пикетирует и срывает показы фильмов на ЛГБТ-тематику.
- Я вам больше скажу, я это поддерживаю.
- Поддерживаете срыв показов ЛГБТ-фильмов?
- Безусловно. Потому что нехрен их тут показывать.
- А какая у вас мотивация?
- Моя мотивация очень простая: я до крайней степени католик. Если я католик, то это означает, что я поддерживаю, разделяю доктрину католической церкви.
- А вы поддерживали деньгами наших военнослужащих?
- Докладываю вам. В самом начале этого вопиющего акта оккупации Украины я лично на свою карточку собрал более 500 тысяч гривен и отчитался за эти деньги.
- Это вы про Крым?
- Да.
- А АТО поддерживали?
- Другими формами, но не деньгами.
- Вот эти люди убивают других людей.
- Это священная война.
- Священная война - тоже война. Аборты, значит, нельзя, а стрелять – можно?
- Извините, мы не первыми начали стрелять. Да, это война, и я глубоко скорблю об этом.
- А обстреливать из артиллерии жилые кварталы можно?
- У меня нет сведений о том, что украинская армия обстреливала из артиллерии жилые кварталы. Возможно, но тогда это является преступлением, и с этим должна разбираться военная прокуратура.
- Вы считаете, что не было ни одного нарушения с нашей стороны?
- Были. Правозащитник Захаров сказал, что были, и с этим должна разбираться военная прокуратура. Если есть мерзавец, который нарушил закон – изнасиловал, убил, отжал безвинного человека – дело должно быть доведено до суда. Каждый должен получить то, чего заслуживает.
- Вернемся к ЛГБТ.
- Франциск I, Папа Римский, сказал, цитирую близко к оригиналу: «Если эти люди ищут Бога, то кто я такой, чтобы их судить». Я не осуждаю их.
- Почему же тогда нельзя показывать фильмы?
- Потому что это, как и все другое, что раздражает людей, нужно…
- Предположим, меня раздражает "Правый сектор". Что мне делать с этим?
- Вступать с ними в разговор.
- Мы можем поговорить, но пусть не мешают мне ходить в кино.
- Согласимся на следующем. Это является раздражительной темой, по этому вопросу у нас нет не то что национального, а внутривидового консенсуса. Вот вы - за, а я - против. Мы должны где-то найти какую-то точку. Этой точкой может быть только одно – должен быть закон, который это прописывает.
- Но мы знаем, что в Евросоюзе никоим образом не регламентируют показы фильмов на ЛГБТ-тематику.
- Мне совершеннейшим образом плевать на Евросоюз.
- Странно. Разве вы не поддержали Евромайдан и движение Украины к европейским ценностям?
- Во-первых, я этого никогда не говорил. Это ваше оценочное суждение. Я поддерживал право людей на свободу выбора. Я никогда не считал и не считаю, что теория моего покойного друга и коллеги Юрия Анатольевича Левенца, директора Института этнонациональных и этнополитических отношений, который, по информации, которую мне сообщили достоверные источники, отвечая на вопрос Виктора Федоровича Януковича, бывшего президента Украины, о том, что делать со вторым сроком, предложил ему педалировать евроинтеграцию Украины. Я считаю, что это была позиционная ошибка Юрия Анатольевича Левенца.
- Зачем Левенец посоветовал это Януковичу?
- Это, по словам Левенца, и в этом он был отчасти прав, позволило бы размыть часть электората основного конкурента Виктора Федоровича Януковича, предыдущего президента Украины. Поскольку вы помните, что голоса разделились практически 50 на 50. Такой курс политики Януковича должен был автоматически принести победу.
Это очень важно. Янукович решал свою задачу. Евросоюз и западное евроатлантическое сообщество решали свою задачу, и она совершенно понятна - ограничение политического влияния Владимира Владимировича Путина. Они решали эту задачу руками Януковича, поэтому закрывали глаза на все безобразия и беззакония, которые он тут творил.
- Но вы-то конкретно поддерживали евроинтеграцию Украины?
- Конкретно я никогда не поддерживал идею вступления Украины в Евросоюз по той простой причине, что Евросоюз – очень специфическая организация. И для того, чтобы вступать в Европейский союз, нужно соответствовать неким критериям. Так вот сначала надо решить вопрос с критериями.
- Вы в Америке бываете, в Госдеп вхожи, женаты на директоре программы Фулбрайта - и вдруг, прямо вот здесь, за столиком, говорите о том, что европейские ценности, включающие в себя толерантность и защиту прав секс-меньшинств…
- Никаких европейских ценностей, с моей точки зрения, не существует. Это идеологическое клише. Их не существует в той же мере, в которой не существует ценностей «русского мира».
- Но вы же понимаете, что, например, в Польше, Швеции или во Франции показ фильма о гомосексуальных отношениях, сорванный какими-то правыми, повлек бы за собой административные наказания, как минимум…
- Я не понимаю и не знаю. Именно поэтому сказал, что должен быть закон, который бы это прописывал.
- И единственный аргумент в пользу этого закона – отсылка к вашим религиозным взглядам. А церковь, как известно, у нас отделена от государства.
- Я как католик это не одобряю. Как гражданин я утверждаю, что они имеют право трахаться, где хотят и с кем хотят, хоть с котами, хоть с собаками…
- Это, кстати, запрещено.
- Не знаю. Если хотят, то кто им может запретить? Но я полагаю по-человечески совершенно недопустимо являть обществу свои половые подвиги. Я считаю неприличным ходить по улицам и рассказывать всем, что я такой красивый, потому что сплю с мужчинами, или что я красивый, потому что сплю с женщинами. Я не говорю о том, что нужно что-то запрещать.
- Вы сказали, что поддерживаете акцию по запрету.
- Как католик я это поддерживаю. Как гражданин Украины я считаю, что должен быть закон, который это пропишет. И что этот закон должен быть разработан так же, как у нас в стране разрабатываются с участием гражданского сектора, правозащитных организаций все те законы, которые имеют значение для нашей будущей жизни.
- А Анну Каренину пусть тоже запретят к показу?
- При чем здесь Анна Каренина?
- В книге рассказывается об адюльтере, а затем о разводе, который церковь не одобряет. С вашей точки зрения, она пропагандирует развод.
- Она ничего не пропагандирует. Она рассказывает о психологических проблемах женщины и мужчины, которые у них возникли и не нашли своей продуктивной развязки. Если бы вы мне задали задачу разрулить психологические проблемы Анны Карениной, я бы вам ответил в две секунды. Проблемы гомосексуальной связи разрулить можно, но сложнее.
- Опустим ваше предположение, что гомосексуализм можно «разрулить». В данном случае речь идет о произведении искусства. И то, и другое произведение искусства, и …
- Я не могу судить, я его не видел.
- Да в том-то и дело, что его никто не увидел в итоге. Так зачем нам регулировать показы произведений на ЛГБТ-тематику законодательно?
- Я говорю о том, чтобы это было как-то регламентировано. Люди имеют право смотреть то, что они хотят, если это входит в их понимание прекрасного. Является ли факт поджога кинотеатра хулиганством? Безусловно, является.
- А является ли преступлением то, что люди приходят в балаклавах и срывают показ?
- С моей точки зрения, является. Не имеют права. У людей есть право на выбор – смотреть или не смотреть.
- Но вы, тем не менее, поддерживаете эту акцию?
- Я сказал, что не надо этого делать, не надо педалировать эту тему сейчас.
- Ее никто не педалирует.
- У меня, может быть, искривленное представление, но у меня сложилось впечатление, что в нашем обществе непрерывно педалируется эта тема. Например, пребывая на территории США, я понимаю, что там существуют гомосексуальные браки, что там проходят гей-парады открыто, я понимаю, что там существует гей-культура, это видно – в бар зашел и увидел. Я понимаю. Я понимаю, что там не происходит массового поджога кинотеатров, но я понимаю, что ни органы власти, ни само гей-сообщество не педалируют эту тему с маниакальным упорством.
- «Молодость» идет каждый год, и каждый год в ее рамках есть программа "Солнечный зайчик" на ЛГБТ-тематику.
- И каждый год мы имеем с этим проблемы, если вы обратили внимание. Я могу сказать, что это зависит от художественных вкусов дирекции фестиваля. Но если вы обратили внимание, я могу ошибаться, но у нас «Молодость» ассоциируется только со скандалами вокруг показа этих фильмов…
- На самом деле любой крупный европейский фестиваль содержит отдельную программу по ЛГБТ. Например, «Голубой лев» вручается в Венеции, есть Квир-Пальма в Каннах…
- Я очень рад за них.
- И в этом нет ничего такого. Даже в Польше на своем фестивале показывают эти фильмы, а уж поляки-то святее Папы Римского. Католическая Испания разрешила гомосексуальные браки. И вот вы в XXI веке, сидя напротив меня, такой очаровательный, в клетчатой рубашке, говорите о том, что нужно законодательно отрегулировать возможность показа произведений на ЛГБТ -тематику.
- Я попробую уточнить свою позицию. Никто ничего никому не должен. Точно. Хотят – ради Бога. Я говорю о другом. Мне кажется аморальным выставлять это напоказ.
- Чем отличаются отношения двух влюбленных мужчин от отношений мужчины и женщины?
- Отличаются они фундаментальным образом. Потому что в отношениях между влюбленным мужчиной и влюбленной женщиной мы теоретически можем предположить, что родится новая жизнь. А там – не родится.
- Отлично. А есть движение childfree. Знаете, что это такое?
- Не имею представления.
- Это огромное движение за брак без детей, оно существует и в Украине.
- Я рад за них.
Между прочим, в конце беседы, Яневский сказал, что он подумает над своей позицией. Надеюсь, он все-таки ее изменит на более толерантную.
Ваша Дуся
Фото: Максим Лисовой