Дмитрий Комаров: «На Кубу не вернусь - меня сразу посадят»
29 марта на канале «1+1» состоится премьера нового сезона проекта «Мир наизнанку». Недавно ведущий программы Дмитрий Комаров и его оператор Александр Дмитриев вернулись из четырехмесячной экспедиции. Мексика, Куба, Боливия. На съемках новых образов Дмитрия и Александра для канала «1+1» я пообщалась с ведущим. Оказалось, что эта поездка стала самой экстремальной за все время существования «Мира наизнанку».
- Дмитрий, в «Мире наизнанку» открыт новый сезон. Расскажите о самых ярких впечатлениях
- Мы всегда стараемся чем-то удивить зрителя, но прежде всего - себя, потому что если мы не удивим себя, не удивим и зрителя.
Признаюсь, с такой работой, как у меня, эмоции притупляются, и то, что удивляет девяносто процентов людей, меня уже нет. Поэтому решили поменять не только страны, но и континенты и поехать в Латинскую Америку.
- Расскажите про Мексику…
- Это настольно неподъемно большая страна, что в нашей программе вы не увидите всю Мексику. Это будет, так скажем, «Мексика – 1». То есть достаточно внушительная часть Мексики, и основные важные моменты в рассказе о ней мы затронем. Все знают, что там живут племена майя. Мы выясняли, остались ли сейчас эти племена, нашли их и узнали, какие у них тайные ритуалы и как они общаются с богами. И я приму в этих ритуалах участие.
- Уже интригует. А что еще удивило в Мексике?
- Мексика – это наркотрафик. Мы затронем его отчасти, но от интервью с наркобароном, которое я собирался делать и уже договорился, меня отговорили. Мне сказали, что это будет последнее, что я сделаю в этой жизни. В Мексике не церемонятся. Приграничные районы с США контролирует не полиция, не государство - наркокартели. Я вам легко в цифрах объясню, почему.
В Мексике килограмм кокаина стоит 10 тысяч долларов. В США он стоит 60 тысяч. Соответственно, математика очень простая. И понятно, что Мексика никогда не уйдет из этого бизнеса. Какие бы запреты не были, какие бы президенты не менялись, все равно наркотики будут «править бал».
Допустим, вам надо перевезти 6 кг кокаина из Мексики в США. Вы берете шесть глупых европейцев-туристов, обещаете им деньги, и каждому из шести даете по килограмму. Они летят в США. Допустим, пятерых арестовывают, а один проскакивает. В итоге, наркодельцы ничего не потеряли… Но масштабы, конечно, не такие. Отправляют по 10-20 килограммов с европейцами. Вдоль границы, которая огромна, роют тоннели. Счет идет на сотни килограммов, вагоны… Но нас предупредили – просто не трогайте наркотики, потому что вы исчезнете сразу. Мы не стали рисковать и брать интервью у наркобарона, но все равно нашли приключения на свою голову. Мы пробрались в колонию строгого режима, где сидят те самые наркобароны, а еще люди, совершившие по 30-40 убийств. Там я был неделю. Приходил каждый день. Задача стояла разведать обстановку и попасть каким-то образом внутрь, чтобы что-то снять.
Мы нашли одного латыша, который сидит за 18 килограммов кокаина. Подробно я не буду рассказывать, но суть в том, что мы стали его гостями. Сыграл я на уникальном моменте. Это смешно было. Этого латыша зовут Дмитрий. Я по паспорту - Дмитро, а у Саши фамилия Дмитриев… Поэтому, когда мы пытались проникнуть на свидание к Дмитрию и у нас были разборки с надзирателями и полицейскими, я им показывал в паспорте: «Вы что не видите? Он - Дмитрий, я – Дмитро, а вот - Дмитриев. Мы все – братья!». Вот таким образом мы записались в братья и ходили в эту тюрьму, носили передачки, разведывали, и в итоге нашли надзирателей, которых можно подкупить. Принесли маленькую камеру и что-то сняли. К сожалению, камера там и осталась. Вынести ее было слишком рискованно. Нам могли наркотики подбросить, потому что многие уже знали, что мы там делаем. Но обещаю – вы увидите уникальное интервью из колонии строгого режима в Мексике.
- Что еще будет интересного?
- Будут уникальные люди. Эксклюзивное интервью с человеком-волком. Мы вместе провели два дня. У этого человека на лице очень густая растительность. Гипертрихоз. Мы показали, как живет этот человек, его дом, его семью, повседневные занятия, рассказали и его комплексах и проблемах. Он – несчастный человек. Он работает в цирке, он жутко закомплексован. Он не может выйти за порог дома без кепки, козырек которой практически натягивает на нос. Ему кажется, что так он становится незаметнее, хотя, конечно, его узнают. У него глубокая психологическая травма и он перед нами раскрылся. У него, кстати, было несколько жен, есть много детей. Как ни странно, многим женщинам интересно попробовать вступить в отношения с «волком».
Еще взяли интервью у вампирши, у которой на теле 99 процентов кожи покрыто татуировками, железные рога, которые вкручиваются в голову, импланты на голове и руках, за счет чего руки, как кожа у крокодила. Эта женщина – всемирная знаменитость. Мы не просто взяли небольшое интервью с вампиршей - мы с ней провели целый день с раннего утра, когда она пошла в спортклуб, и до позднего вечера, когда она отправилась на репетицию своей металл-группы. Это было очень здорово. Мы показали, как она готовит суп своим детям, как их забирает из школы. Эта женщина, когда на нее смотришь, не ассоциируется с многодетной матерью, хозяйкой.
- А сама страна какое произвела впечатление? Дикий-дикий Запад?
- Вот взять бы нашего мэра, позвать его в Мехико, и сказать – смотри! Посмотри, какие тут тротуары, какие тут парковки, как организованы велодорожки. Больше тысячи точек велопроката! Карточка на год стоит 20 долларов. Подошел, взял велик, поехал по велодорожке, доехал до места, поставил велик на другой парковке. Все! Ни одна машина не стоит на тротуаре, потому что бровка 25 см. Там, где можно заехать, стоят специальные столбики. Паркинги подземные и надземные на много этажей, с лифтами для машин. Там четко разделяют, что такое дорога и тротуар. Там комфортно и удобно жить. И не только в Мехико.
Это только в кино Мексику показывают как какую-то дикую латинскую Америку, старые машины, саванну. Я тоже такое ожидал. Но там такого практически нет или надо искать. Или мы видим Мексику в сериалах с Викторией Руффо, Вероникой Кастро. Такая жизнь тоже есть. Но на самом деле это просто комфортная страна, в которой классно жить. И там, кстати, очень много наших земляков с детьми прекрасно себя чувствуют.
"Утром на вершине пирамиды Солнца в древнем заброшенном городе Теотиуакан встретили Славу Вакарчука. Очень душевно пообщались, развернули украинский флаг. Настроение отличное!" - сделал подпись под фото Дмитрий на своей страничке в сети
- Еще вы побывали в Боливии?
- Я вам могу открыть секрет. Боливию мы покажем осенью. Просто мы очень много сняли, и получится два сезона в одном. Весной в эфире пойдет Мексика и Куба.
Куба на удивление оказалась самой опасной из всех наших поездок. Мы очень рисковали – не жизнью, а свободой. Это было абсолютно неожиданно. Три недели стресса, уже практически паранойи какой-то. Мы пугались собственной тени.
Когда мы приехали, пять-шесть часов подряд нас обыскивали, чуть ли ни с пинцетами. Потом допрашивали. Местное КГБ там называется «Внутренний контроль». Но суть та же. И ведут себя гораздо жестче, чем когда-то в Советском Союзе. Если тебя заподозрили в том, что ты хочешь вывезти компрометирующую Кубу информацию, тебе хорошенько садятся «на хвост».
После того, как нас обыскивали 6 и допрашивали 5 часов, пришли к решению, что нас нужно депортировать. Для меня это было хорошее решение, потому что в противном случае у нас могли конфисковать 20 жестких дисков с нашими материалами из Мексики и Боливии. И все фотографии, камеры, спутниковый телефон, рации, микрофоны. То есть я депортации был уже рад. Но все оказалось не так просто…
- Плохо депортировали?
- Сначала «закрыли» на сутки в аэропорту. Посадили на скамейку возле отделения. Отношение было просто свинское. Воды попить – нельзя. В туалет сходить – подождите, под конвоем. Просил поесть часов шесть. Нас, как преступников, отвели в зону дьюти-фри, где находятся обычные туристы. Мы поменяли 50 долларов под контролем полицейских, и их как раз хватило на две порции еды с водой. Пока мы ели, полицейские стояли и наблюдали за нами, (кстати, их зарплата – 20 долларов в месяц). В самолет завели тоже под конвоем, как бандитов, и передали в руки стюардессам. После депортации в Мексику (мы, кстати, сами купили себе билеты), мы приехали к своим друзьям в Мехико, оставили там почти всю запрещенную технику и снова полетели на Кубу. Кое-что конечно пришлось очень хитро спрятать. Но я уже на себе испытал, как обыскивают, и увидел лазейку, слабое место, и этот метод сработал. Приехали уже, как туристы. Но конечно не ожидали нас увдеть. Это был переполох. КГБ-шники были в шоке. Естественно, за нами установили «наружку». Мы часто видели, как в городе кто-то снимает, как мы снимаем. Это был сплошной беспрерывный стресс. Но я нашел выход, чтобы показать, что Куба четко делится на две страны – Куба-«либре», Куба-туристическая, и Куба настоящая - не «либре», не свободная. Зарплата 20 долларов в месяц, ничего нельзя, все всего боятся… Самое популярное выражение среди взрослых: «Мы устали бояться».
- А молодежь?
Они просто говорят: «Мы ждем, когда динозавры вымрут».
Динозавры – это режим Фиделя. Младшее поколение его не любит. Фиделя и его окружение называют «семьей» - так же как у нас называли клан Януковича. Там тоже правит семья.
Кто помнит Советский Союз, тот помнит пустые полки магазинов, помнит карточную систему. На Кубе по карточке положено 400 граммов растительного масла в месяц, 10 яиц и одна куриная нога. Когда эта нога выдается, люди выстраиваются в очередь, ругаются и дерутся за эту замороженную ногу. И когда мы это сняли, на следующий день нам пришла повестка в центральное миграционное управление полиции. Меня час допрашивали, Саню час допрашивали. Потом вместе. Допрашивал полицейский и КГБ-шник. Вопросы, начиная от бабушек, дедушек, заканчивая профессией, связями с Америкой. Я пытался выяснить – почему нас вызвали на допрос? И мне объяснили – вы снимали, как раздают курицу. Кто-то донес, или слежка. Причем на том допросе они уже явно знали, кто я такой (а представлялся свадебным фотографом). Но нужны были улики.
- Что еще вам удалось снять из «запрещенного»?
- Мы покажем Кубу со всех сторон. Там есть и глянцевая сторона, бесспорно. Например, самое знаменитое кабаре «Тропикана», которое обожал еще Аль Капоне, приезжал туда, садился в первый ряд и курил дорогие сигары. Сейчас билет туда стоит 100 долларов – пять средних зарплат кубинца. И сигару там выдают в подарок за 10 долларов – это ползарплаты кубинца. Вот такие контрасты.
Еще мы покажем лобстеров. По туристическим меркам на Кубе самые дешевые лобстеры в мире. За 10 долларов ты нигде в ресторане не купишь такого огромного лобстера. Но кубинец не имеет права его есть. Это запрещенный для них продукт. Если кубинец ловит лобстера, его сажают в тюрьму, потому что это считается браконьерством. Лобстер – это монополия государства, и они продаются только для богатых иностранцев, не для простолюдина. А мы нашли браконьеров, с которыми пошли на охоту. Надели маски, взяли подводные ружья, настреляли 20 лобстеров и нелегально продали их в ресторан.
- А злачные места посетили?
- Есть миф, что Куба – рай для секс-туризма. Что кубинки самые красивые, понимающие, и знают, как имитировать настоящую любовь. Все это надуманный миф. Как и в любой стране, на Кубе есть нормальные женщины, а есть те, которых «берут на дискотеках». Просто нужно прийти на дискотеку, договориться о цене и взять девушку с собой.
Мы нашли проститутку. Это было тяжело. Сейчас местная полиция и КГБ взялись за барышень. Но мы нашли одну красавицу, договорились о сумме, поехали по переулкам в дом, где хозяева почасово сдают комнаты. Два часа ночи. Дверь открыла заспанная хозяйка и сонный мужичок в майке. Они сели на парапетике возле дома, а нас пригласили зайти.
Но фишка в том, что нам пришлось заплатить тройную цену. Обычно приходит один иностранец, и одна барышня. А нас трое мужиков – я, оператор и наш гид. Поэтому так сложно было найти помещение. Хозяева то не знают, что мы интервью брать – они должны верить, что мы втроем с одной… Ну вот, заходим. И что мы увидели? Беднейший дом, земляной пол, кровать в спальне накрыта какими-то покрывалами со львятами. Я сказал девушке, что надо бы душ принять… Мы зашли в душ. Там тоже земляной пол, какие-то заплесневелые стены и ведро с грязной водой. И она из ковшика начала мыть себе ноги. А я стою и говорю: «Вот ребята, если вы считали, что Куба - это рай для секс-туризма, то вы будете в такой квартире, в таком душе, с такой кроватью».
Конечно, если бы такое видео у нас нашли полицейские, то нас ждала бы тюрьма.
- То есть вам постоянно приходилось шифроваться, выкручиваться?
- Постоянно. Просто снять государственный магазин «Продтовары» - это была спецоперация. Мы выбирали магазин в городе, где мы не светились, не регистрировались. Парковались за углом, чтобы не было видно номеров машины. На счет раз-два-три – заходили в магазин. На полках, как правило, - несколько стаканов с рисом, бочка с грязным маслом и много рома.
Мы просим ром, нам дают. Сначала Саша меня просто фотографировал с ромом. Такая проверка реакции. Вроде бы нормально… Но как только я начал делать подводку, один мужичок догадался: «Вы журналисты?» Я говорю: «Нет – туристы». Но он свое – журналисты. Мы сразу ушли.
За нами вообще постоянно следили. Приходилось прятать камеру, микрофон,
постоянно снимать «фальшивку» на всякий случай. Я сидел и говорил на камеру какую-то ерунду: «Привет, пацаны. Вы там мерзнете в Киеве? А я тут оттягиваюсь на Кубе». Это видео мы оставляли для полиции, на случай если предъявят доказательства, что видео нами снималось, а настоящее видео – прятали. То есть если бы нас проверяли, то увидели бы, что мы снимали видео для друзей.
"Чайка" Фиделя
- Представляю, как вы были счастливы, когда сели в самолет?
- Самой большой проблемой для нас был выезд. Мы обратились в украинское посольство, рассказали им обо всей этой ситуации. И нам сказали – все плохо. Например, поводом «закрыть» одного американца на шесть лет в тюрьму были две рации в багаже. Это – Куба.
Если честно, когда мы заходили в аэропорт, у всех, включая украинского консула, дрожали руки. Консул мне сказала: «Сейчас может произойти все, что угодно. Дай экстренные телефоны». Я дал телефон генпродюсера канала и своей сестры. То есть я был готов, что нас «закроют». Если бы не сопровождение консула, это скорее всего произошло бы. Но мы отлично подготовились к выезду. С собой не было ни одной улики. Самолет задержали на два часа, перерывали наши вещи – ничего не нашли. Плюс билет был куплен в последний момент, чтобы явиться в аэропорт неожиданно. На допросах я называл другую дату вылета.
Вот такая была Куба. Для туристов эта страна хороша, рекомендую, но я туда больше не вернусь. Во-первых, меня сразу посадят, а во-вторых, мне просто уже не хочется.
Напоминаю, что премьера нового сезона «Мира наизнанку» состоится 29 марта на канале «1+1».
Ваша Дуся
Фото: Максим Лисовой, пресс-служба "1+1"