Режиссер Андрей Кавун: «Алексей Горбунов – вылитый Мориарти!»
Тринадцатого мая состоялся предпремьерный показ сериала «Гвардия». Исполнитель роли Деда Алексей Горбунов пригласил на премьеру своего друга – режиссера Андрея Кавуна, который приехал на родину отдохнуть. Перед показом Андрей рассказал, как снимал свой фильм «До 16 и старше» и о своей самой длительной и сложной работе – сериале «Шерлок Холмс».
– Андрей, вы сняли много масштабных проектов – «Охота на пиранью», «Кандагар», «Шерлок Холмс». Что самое сложное в подготовке проекта?
– Для меня самое главное – загореться материалом. Все-таки важен сценарий. Я ничего нового не скажу и ничего нового не придумаю. Если я горю сценарием и понимаю, что мне надо это сделать и я нашел в нем хоть что-то интересное – я буду работать. Независимо от того, денежный это проект, блокбастер с затратами и большим продакшном или это маленькая камерная работа (к слову, такую я тоже делал и получал от этого не меньшее удовольствие).
Также не менее важное – сценарий. Например, «Детям до 16» – это было практически студенческое кино, которое мы снимали, как говорят, «до первого милиционера»: что успел снять до появления первого мента, то и снял. Но, тем не менее, мы его сделали. Я получил «Гран-при» в Одессе, с этой картиной ездил в Выборг, Стокгольм, Австралию. То есть результат зависит не от того, сколько у тебя денег, а от того, какая история. Она тебя трогает или не трогает.
– И что из последнего было таким?
– «Шерлок Холмс».
– Не все восприняли вашу версию, особенные споры вызвал выбор Игоря Петренко на роль Шерлока.
– Я это понимал и сознательно шел на такой риск. Более того, намеренно провоцировал, потому что ожидал такой реакции, какого бы актера я не поставил. Понимаете? И я эту историю еще более усугубил и спровоцировал. Сыграл на этом. Кто дотерпел, кому не было скучно, кто сразу не переключил канал – поучил свой кайф. Я получил огромный кайф.
– В роли Ватсона у вас снимался Андрей Панин. Как с ним работалось?
– Ой, только не надо никаких вот этих тем о том, что он как-то предчувствовал свою смерть. Он был очень тонким, интеллигентным человеком, несмотря на внешнюю, так сказать, «босяковатость». И он сам был режиссером. Андрей понимал свое место на площадке. Понимал в каждой конкретной сцене, какую роль он исполняет, кого нужно поддержать, а кого оттенить. С ним потрясающе интересно было работать. И это огромное горе, что он так рано ушел. В расцвете своей актерской карьеры.
– Что скажете о женских ролях? Как вам Лянка Грыу, которая сыграла Ирэн Адлер?
– Лянка снималась и в моем предыдущем фильме – «Дети до 16» в главной роли. Я ее поэтому и взял, что мне показалось: она сделает тот образ, который мне нужен. Насколько это получилось? Думаю, процентов на семьдесят. Дальше – это предмет для моего личного анализа. Что не получилось, почему не получилось, как не получилось... Хотя каждый режиссер, и я в том числе, – горой за своих актеров. Считаю, что Лянка выложилась на 101 процент. А если что-то еще не получилось – это уже мои проблемы.
– Насколько вы довольны работой остальных участников съемочной группы?
– Есть такое грандиозное понятие, которое формулируется одним простым словом – «команда». Если собирается хорошая команда, тогда людям можно доверять какие-то вещи. У меня был потрясающий художник-постановщик Володя Светозаров. Конечно, как и на любом проекте, был момент притирки, «бодания». Это тот этап, через который надо пройти. Но дальше, когда все сработались и все понимали, на каком языке и какие слова говорим, процесс пошел.
– Как долго снимали?
– Это был мой самый длинный фильм. Не знаю, запущусь ли еще когда-нибудь на такой длительный процесс. Съемки длились 161 день, плюс выходные, «отсыпные», переезды, праздники… В общем, мы начали 11 сентября, а закончили 5 мая. То есть больше, чем полгода. Очень интересный опыт, когда ты глубоко погружаешься в это состояние. Правда, потом из него очень трудно выныривать, но в этом свой кайф. Есть фильмы, которые делаешь одним выдохом. С «Детьми до 16» у меня, по-моему, было 25 смен: собрались, за месяц сделали, «оторвались». А этот фильм – 161 смена. Можно сказать, это маленькая жизнь.
– А почему Алексея Горбунова вы пригласили на роль главного злодея – Мориарти?
– А вы посмотрите на Лешу – он же вылитый Мориарти! Это вообще вопрос из серии: «а почему ты женился на этой женщине, а не на той; а почему ты дружишь с этим человеком, а не с тем»? Я его так увидел. Это странный вопрос для режиссера. Я увидел в нем Мориарти и позвал. Анализировать и раскладывать все это я не готов.
А мне вот кажется, что Горбунов – очень положительный герой.
Ваша Дуся
Фото: Максим Лисовой