Журналистка Светлана Крюкова: «Инвестором «Вестей» был и остается Александр Клименко»
Экс-редактор экономического отдела журнала «Репортер» Светлана Крюкова рассказала о причинах своего ухода из издания, об условиях сделки инвестора холдинга «Мультимедиа Инвест Групп» с властью и о том, за что ее благодарил Геннадий Корбан после выхода репортажа о выборах в 205-м округе.
– Расскажите, почему вы решили уйти из «Репортера»? Связано ли это со сменой владельцев холдинга?
– Владельцы, точнее инвесторы, не поменялись: инвестором был и остается Александр Клименко (как сообщает мой источник, в течение последнего года издание финансировал только Клименко, а до этого были и другие инвесторы. – Прим. «Дуся»). Поменялось его отношение к действительности. Раньше он старался держать себя в секрете. Игорь Гужва, бывший руководитель холдинга, насколько я понимаю, как мог сдерживал его творческие амбиции, установки и вмешательство в редполитику. С недавних пор у инвестора изменились планы. Я слышала, что даже появились политические амбиции и он вступил в переговоры с властью, чтобы эти амбиции реализовать. Когда в середине июля запретили к распространению уже отпечатанный номер журнала «Репортер» из-за критики в нем Порошенко и Саакашвили, всех журналистов собрали и сказали, что журнал должен перестать быть оппозиционным, а наоборот, должен рассказывать, как хорошо вокруг. Сказали еще добавить позитива. Журналистам начали предлагать избегать острых тем. Официально месседжи поступали от некоего совета директоров, куда входят новые руководители от Клименко – Михаил Полторакин, Наталия Голуб (оба члены совета директоров). (По информации моего источника, представительница Клименко занимает и должность заместителя главного редактора в журнале, хотя главред издания Глеб Простаков в своем комментарии заявил, что «смотрящих» он не знает, при этом не исключил возможности их существования. – Прим. «Дуся»). Эту концепцию они и хотят заложить в новом редизайнированном журнале «Репортер», первый номер которого после отпуска выйдет в сентябре. Хочу ли я работать в таком проекте? Годам к семидесяти, возможно, и захочу. Сидишь себе, копипастишь, записываешь духоподъемные интервью о любви и вечности с поди-знаешь-кем поди-знаешь-о-чем.
– Изменилась ли уже политика издания после «смены» владельцев, по вашим наблюдениям?
– Конечно. Это очень хорошо видно по «Репортеру». Постепенно меняются и «Вести». Они стали мягче писать на многие темы. А на одной из последних обложек читателям сообщили, что дно кризиса пройдено и жизнь начинает налаживаться. Но по «Вестям» перемены все-таки еще не так заметны – костяк команды остался прежним. По моей информации, новое руководство сейчас ищет нового главреда, который и должен поменять вектор газеты.
В целом поменялись отношение к действующей власти и руководство холдинга. Прежнее руководство в лице Игоря Гужвы давало нам свободу самовыражения. Именно от Игоря я получила задание сделать амбициозную штуку – «репортаж из багажника» кандидата в депутаты. А при новом руководстве этот материал просто не пустили в журнал. (Репортаж «Как рейдер Корбан превращался в маршала Гречку и проиграл выборы» был опубликован в «УП». – Прим. «Дуся».)
– То есть вы считаете, что инвестор попросту договорился с властью?
– Да, однозначно. Причем, судя по информации моих же коллег-журналистов, в пакет договоренностей входило три условия. Первое – «слить» Игоря Гужву как вредного, упертого, самодостаточного главреда, который по ходу еще и совладелец холдинга. Второе – сделать холдинг лояльным, добрым и нежным по отношению к власти (вместо того чтобы закрыть холдинг, его теперь просто укротят). Есть и третье условие, совсем любопытное, но поскольку у меня нет документального подтверждения этой информации, я не буду его озвучивать, чтобы не нарваться на иск.
– Поэтому материал о выборах в Чернигове не был опубликован в «Репортере»?
– Его сняли. Точнее, его даже не запланировали в номер. И о том, что он никогда не выйдет в этом издании, косвенно дали понять еще на этапе увольнения Игоря Гужвы, при котором это задание я и взяла в дело. Причина, видимо, в том, что в нем в невыгодном свете представлен не только Корбан, но и руководство Администрации президента. А еще там есть хорошая история о том, как Олесь Довгий выступил инициатором и проводником меморандума от власти, о том, что Корбан снимается с выборов в Чернигове и на каких условиях.
– Как отреагировал Корбан на публикацию?
– Прислал смс-сообщение: «Спасибо, что не написали, как я дегустировал сало на мясном рынке. Еврейская община меня бы не поняла». Намного интереснее то, как Игорь Коломойский отреагировал на текст.
– И как он отреагировал?
– Звонил после публикации, комментировал построчно, как буквоед.
– Что было самым тяжелым при работе над репортажем?
– Мне было крайне интересно, поэтому не тяжело. Сложности заключались лишь в том, что штаб Корбана не сразу меня принял. Штабисты опасались меня, не понимали моей роли, шарахались, считая меня шпионом или представителем американской разведки. Поначалу было непросто с Корбаном, пока не притерлись. Он все-таки неординарный человек, очень закрытый, немногословный, со своей странной историей становления себя и стартового капитала. На него было несколько покушений. Это наложило отпечаток на образ жизни Корбана и манеру его общения с людьми. Я до сих пор не понимаю, как он согласился на этот эксперимент. Это просто удача какая-то. Жаль, что я не успела в полной мере раскрыть этого человека для себя.
– Каковы ваши дальнейшие планы?
– Отдохнуть. Хорошо отдохнуть. Неделю проведу с семьей за границей. Завтра улетаю. Потом – к подружке в Лондон. Кроме крутой подружки там у меня крутая fashion-история: снимаюсь в одном модном проекте одного британского дизайнера, до этого нужно чуть привести в порядок фигуру. Затем – книга и кое-что еще. Хотя, знаете, может, поступить оригинально? Что-то я засиделась, давно не была в декретном отпуске.
– Когда выйдет книга о выборах?
– В сентябре. Перед стартом кампании по местным выборам – так, чтобы актуализировать материал.
– Есть ли у вас договоренность с издателем?
– Нет. Эту книгу я делаю в партнерстве с моим коллегой, фотографом Романом Николаевым. Это он – автор портретных фотографий «Киборги» и других известных проектов. Николаев был со мной в Чернигове вместе с группой своих талантливых фотографов и сделал просто шикарную галерею снимков в стиле документальной фотожурналистики. Не побоюсь сказать, что работы Романа и его ребят намного интереснее моих историй и наблюдений. Репортажный текст будет сопровождать хорошие фотокадры. Мы хотим сделать успешный коммерческий проект, поэтому издатель нам не нужен. Мы сами сделаем макет, дизайн, верстку книги и закажем печать в любой удобной типографии. Деньги – в складчину, первый тираж напечатаем за свой счет.
Надеюсь, книга получится не менее яркой, чем репортаж.
Напомню, что слухи о «договоре» между Клименко и властью проникали на рынок и ранее. Поговаривают также о возможностях возвращения из России беглого экс-министра доходов и сборов Клименко, и даже о его предполагаемой политической карьере здесь.
Возможно, между этими планами и громкими увольнениями в холдинге есть связь. К тому же «Репортер» готовит обновления – с сентября он выйдет в новом дизайне. Кроме того, в журнале полностью отказались от франшизы и теперь не будут публиковать материалы из «Русского репортера». Как сообщает мой источник, присутствовавший на том самом совещании с советом директоров, «будет меньше окопных текстов», газетной журналистики, увеличится количество тем, предполагается большая детализация и углубление в темы. Собственно, как план все это выглядит неплохо, но будет ли он на самом деле реализован или останется декларацией о намерениях, узнаем уже в сентябре.
Уверена, что нас всех ждет еще много интересных поворотов в сюжете с «Мультимедиа Инвест Групп», единственным известным собственником которого все время существования холдинга официально назывался Игорь Гужва.
Ваша Дуся
Фото: Евгений Михайленко, Роман Николаев