«В котлетах по-киевски слишком много укропа», – считает 17-летняя главред «Афиши Новороссии»
Недавно в оккупированном Донецке запустили новое онлайн-СМИ «Афиша Новороссии». Как нетрудно догадаться из названия, формат скопировали у российской «Афиши». Довольно познавательное издание – один обзор «9 стартапов ДНР» чего стоит (среди стартаперов, к слову, – паспортный подрядчик, мастер по ремонту беспилотников и загадочная личность, занимающаяся обналичиванием денег).
У проекта есть группа в «ВКонтакте» с почти шестью тысячами подписчиков и регулярно обновляемый аккаунт в «Инстаграме». Оттуда можно узнать, что в Донецке пьют крафтовое пиво, покупают фермерские продукты и обсуждают, нужен ли городу магазин «Презервативная». Подписчиков также знакомят с шеф-редактором проекта Анастасией, которая, о чем сказано отдельно, не замужем. Российская «Афиша» взяла интервью у «коллеги» из «Афиши Новороссии» – 17-летнего главреда Екатерины Агранович.
– Кто занимается проектом, как вы его придумали? Кто инвестор?
– Донбасс был до войны регионом с высокой покупательской способностью. Даже сейчас в Донецкой области средняя зарплата выше, чем в той же Киевской. Посмотрите на сайте Минфина: в Киевской – 4200 гривен, здесь – 5400. Здесь есть кинозалы, приличные рестораны с хорошей кухней и доступными ценами. Конечно, их сейчас в разы меньше, чем было до войны, но некоторые работают. Несмотря на войну и изоляцию, в республиках продолжается культурная жизнь. Работают Театр оперы и балета, кинотеатры, библиотека и картинная галерея. Людям надо где-то брать информацию о том, куда пойти в свободное время, они слишком долго живут в обстановке неопределенности, войны. Украинские сайты, которые писали о культурных мероприятиях в Донецке, теперь пишут только о гуманитарном конвое и злых сепаратистах. Мы пишем о том, как провести выходные, о новых людях в республике, хотим запечатлеть этот дух времени.
Летом мы с девочками увлеклись современной поэзией. Оказалось, у нас в Донецке живут сильные поэты – Игорь Бобырев, Анна Ревякина. Мы подумали, что нам пора перестать грустить и тоже чем-то заняться.
Спонсоров пока нет. Мы вложили свои деньги в домен и разработку сайта, завели группы в социальных сетях и стали искать интересные мероприятия. Вложили тысячу гривен в таргетированную рекламу «ВКонтакте».
– Сколько сотрудников в редакции, кто ведет «Инстаграм»?
– Над проектом сейчас работают четыре человека. Настя из Донецка – фотограф и интервьюер, Катерина из Константиновки – главный редактор, который формирует контент-план на неделю, Андрей из Запорожья работает над сайтом и ведет аккаунты в социальных сетях, Паша из Харькова фотографирует и редактирует тексты, расшифровывает интервью. Еще несколько людей помогают нам найти интересные темы для публикаций, бесплатно пиарят нас в тематических группах.
– Когда запустился проект?
– В начале августа этого года. Мы хотим стать ведущим изданием о культуре и досуге республики. В полную силу будем работать в следующем месяце.
– Как вам наша сетка материалов, которую вы используете? И почему у вас одни и те же материалы живут в разных разделах?
– Мы находимся в поисках оптимальной структуры сайта, экспериментируем. Официальный запуск сайта – 1 октября. Не знаем пока, сколько вечеринок в честь этого устроить.
– Как вы представляете свою аудиторию?
– Нас читают все, кому интересно увидеть Новороссию с неожиданной стороны. По телевизору говорят только про обстрелы, мы живем во всем этом, и нам хочется ведь отвлечься. У нас уже есть постоянная аудитория – дончане, которые хотят получить свежую информацию о событиях республики.
– Планируются ли продажи рекламы?
– Нам хотелось бы начать зарабатывать на проекте, когда война закончится. Мы примерно знаем рыночные цены, знаем свою аудиторию и можем показать клиенту посещаемость нашего сайта, статистика открыта. Но мы не собираемся превращаться в рабов рекламодателей. На сайте не будет всякого г*вна и скрытой рекламы. Наш девиз: неважно, что за рубашка на тебе, важно – кто ты есть.
– Для чего существует раздел «Помочь»?
– В разделе «Помочь» мы будем размещать информацию о тех гуманитарных движениях, с чьей работой мы знакомы лично. Мы и сами сейчас немного помогаем по мере сил. Настя, моя подруга, стоит во главе гуманитарного движения «Преодоление». Наши партнеры недавно доставили гуманитарный груз в Донецк, мы распределяем подгузники, одежду и детское питание. Покупать это в Донецке сейчас очень дорого – помогают люди из Европы и России.
– Кто выбирает лучшие места и блюда? Чем котлета по-донбасски, упомянутая в одном из постов в вашем «Инстаграме», отличается от котлеты по-киевски?
– Есть определенная логика развития ресторанов на постсоветском пространстве. В 90-х у определенной категории населения появились карманные деньги, они начали ходить в рестораны, открылись понтовые места. Потом карманные деньги появились у других категорий населения. Подтянулись рестораны с более демократичными ценами и атмосферой. Теперь люди из 90-х стали обращать внимание на кухню и соотношение цены и качества. Война заморозила все процессы. Но когда мы вернемся к мирной жизни, все начнется по новой. Сейчас нам приходится выбирать из пяти-шести мест, поэтому пока это только проба пера. Но вообще мы не об этом, мы не о новых местах – мы о новых людях. А в котлете по-киевски очень много укропа.
– Как вы выбираете героев для интервью?
– Сюда приехало много интересных людей, настоящих пассионариев. Для некоторых смена власти стала социальным лифтом. Война обнулила расклад сил. Дарья Морозова в свои 26 лет смогла стать уполномоченной по правам человека, она лично участвовала в судьбе 800 пленных, которых смогла обменять. На Новый год ей звонят с поздравлениями из разных окопов. И с той и с другой стороны. Здесь воюют в ополчении испанцы, французы, американцы. Интересно узнать этих людей ближе, рассмотреть их под лупой. Здесь есть те, кто смог удачно устроиться, кто смог приспособиться. О них мы писали в статье «9 стартапов в ДНР». Здесь много уникальной фактуры, о которой можно писать и писать.
– Как развивается развлекательная жизнь в городе в условиях комендантского часа?
– В плохой день обстрелы начинаются в одиннадцать вечера и заканчиваются к восьми утра. В хороший начинаются в два ночи и стихают к пяти. Иногда обстреливают отдаленные районы, и в центре ничего не слышно всю ночь. Этой осенью в город вернулось много молодежи, они быстро приспособились. До девяти гудят, потом резко по домам. К одиннадцати город практически вымирает. Редко проносятся бэтээры, в которых бойцы возвращаются в расположение. Зимой подвыпивших молодых людей, которые нарушали комендантский час, заставляли на следующий день заниматься общественными работами. Я считаю, это справедливо – война же.
– Каковы творческие планы?
– Нам с Настей нравится брать интервью, спрашивать людей: «Каково это?» Загадывать глупо. Я оставила родной дом, переехала в незнакомый город, где нас уже год бомбят. Доживу до завтра, а там посмотрим.
Котлета по-киевски, в которой много укропа – это, конечно, прекрасно. Как и факт, что юный главред считает нормальными общественные работы, потому что война.
К слову, российская «Афиша» в конце материала приписала, что не исключает судебного иска:
«Напоминаем, что проект «Афиша Новороссии» не имеет отношения к изданиям Rambler & Co, выходящих под брендом «Афиша». Редакция сайта «Афиша» ожидает скорого появления баров «Энтузиаст – ДНР» и «Хроники – ДНР», книжных магазинов «Фаланстер – ДНР» и «Все свои – ДНР», тогда мы объединимся и подадим коллективный иск. А пока, при всем скепсисе, желаем редакции успехов и будем охотнее читать про донецкие бургерные и барбершопы, чем призывы линчевать мирных граждан».
Присоединяюсь к пожеланиям.
Муся
Фото: instagram.com