Дуся и Муся допросили коллег ко Дню журналиста (ОПРОС)
Трудясь в поте лица, украинские журналисты не устают изо всех сил бороться с цензурой и нести своим читателям правду. Но среди этой борьбы в бесконечном потоке новостей ежегодно 6 июня находится место профессиональному празднику - Дню журналиста.
Мы с Мусиндой от чистого сердца поздравляем коллег, желаем легкого слога, интересных тем и успехов в работе! Надеемся, что начало недели не станет помехой праздничному застолью и никак не скажется на качестве статей.
Поздравляя мастеров клавиатуры и микрофона, мы решили дать им возможность самим публично выразить уважение и отметить работу коллег. Заодно и расспросить о важных событиях в украинской журналистике за последний год и задуматься: а есть ли что праздновать-то?
1. Считаете ли вы, что нам есть что праздновать 6 июня?
2. Кого бы вы из коллег поздравили и работу кого выделили за прошедший год?
3. На ваш взгляд, самое значительное событие прошедшего года (считается с 6 июня 2010-го по 6 июня 2011-го)?
Николай Канишевский, экс-вице-президент НТКУ:
1. Я вже далекий від журналістики і святкувати не збираюся. Але якщо хтось у цей день зателефонує й привітає, буду радий.
2. Кого б із журналістів я відмітив? Мені дуже подобається Оля Червакова з СТБ, те, як вона цікаво подає, здавалося би, ці банальні політичні речі. Вона пропускає через себе всю інформацію. Це авторство. Дуже шкодую, що кудись зник Володя Завадюк. Я його в житті ніколи не бачив, але мені дуже подобалось, як він працював. Як на мене, це дуже харизматичний журналіст. Шкода, що його зараз не бачу на телеекрані.
3. Я дуже тішуся з того, як останнім часом виріс канал СТБ. Можливо, дивлюся на це з позиції дорослої людини. А взагалі останнім часом, на жаль, не можу дивитися телебачення. Тобто я дивлюся його, але мені дуже не подобається. Шкодую за тим, що зникли розумні програми. Остання, що залишилася, це програма Дмитра Гордона. Не те щоб я любив Гордона, просто мені подобаються його герої. Решта на телебаченні, на жаль, лузга.
Наталья Лигачева, шеф-редактор изданий проекта «Телекритика»:
1. Последний раз за прошедшее десятилетие считала, что есть что праздновать в День украинского журналиста, 6 июня 2005 года. Тогда еще свежи были воспоминания о «журналистской революции» 2004-го, и было некое ощущение гордости за нашу причастность к позитивным - как тогда казалось и надеялось - изменениям в стране.
Нынче считаю эту дату просто обычным профессиональным праздником, к коим отношусь - ко всем, кроме, пожалуй, Дня учителя - абсолютно индифферентно. Поэтому сама никого не поздравляю, только в ответ на полученные мною поздравления. Чаще - в иронично-добродушной манере. Ну и соглашаюсь с тем, что это повод для небольшого фуршета в редакции ТК. Тем более что редакция работает выше всяких похвал, на мой взгляд.
2. Выделила бы за прошедший год работу всей редакции «Зеркала недели», они продолжают держать планку на первых четырех страницах своего издания и на страницах культуры. Считаю, что много экспертных вещей дает газета «День». Читаю Анатолия Стреляного в «Комментариях» и периодически их аналитику по некоторым интересующим меня темам. Ну и, безусловно, выделила бы тех, кто на «передовой»: Сергея Лещенко, Мустафу Найема в «Украинской правде», Костю Усова в «Знаку оклику» на ТВi. Считаю, что для поддержания дискурса о проблемах медиа в стране много делает Виктория Сюмар. Тихой сапой роют вглубь социальных проблем, часто связанных с коррупционными схемами, журналисты «Свідомо» Егора Соболева. Радуют неуёмностью некоторые журналисты «Вікон» СТБ.
А вот сочувствую тем, к кому по-человечески очень хорошо отношусь: Иванне Найде, Марине Кухар, Юлии Бориско... Думаю, пояснять не нужно, почему.
3. Вряд ли буду оригинальной. Из позитива - принятие Закона «О доступе к публичной информации» и изменений в Закон «Об информации». Из негатива - то, что произошло с «Газетой по-киевски».
Янина Соколовская, главный редактор газеты «Известия в Украине»:
1. Конечно, нам есть что отмечать - день рождения Пушкина. Не российского гения, а поэта, пострадавшего во время украинской культурной революции. Помнится, его строчки перевели на украинский язык «Чи гепнусь я, дрючком пропертий». Чуть позже в украинских учебниках модернизировали текст «Выпьем няня, где же кружка...» Из него изъяли само упоминание о выпивании, чтоб среди детей алкоголизм не пропагандировать.
Так было нарушено Пушкинское право на свободу слова, теперь оно должно быть восстановлено, и 6 июня обязано утонуть в разговорах о словесной несвободе.
По новой концепции, которую я слышала много раз, предок Пушкина Ганнибал имел украинские корни. Впрочем, как и Адам (прапредок наш, а не Мицкевич). Потому Пушкина можно считать почти украинским почти журналистом, пострадавшим от цензуры. И за его права варто боротися.
2. Я отмечаю и горжусь коллегами, которые, несмотря на трудности, возникавшие в их изданиях, остались верны последним и продолжили быть журналистами.
Украинская пресса нового времени стала смесью джинсы и необработанного, неосмысленного слива информации, ошибочно называемого аналитикой и расследованиями. Горжусь теми, кто пренебрег этими «жанрами» и не разменял профессию по мелочи.
Поздравляю нас, «Известия в Украине». В марте мы стали «Газетой года». Для наших журналистов, в большинстве молодых и пребывающих во студенчестве, это не просто заслуженная, а перспективная награда. В смысле, перспективы открывающая.
3. Самое показательное событие года - принятие Закона «О доступе к информации». Журналистам-профессионалам он действительно помогает получить официальным путем те сведения, которые мы привыкли добывать неформально. Псевдожурналистам закон не позволяет говорить, что государство не дает им писать статьи. Собственно теперь становится понятно, какой «танцор» хорош, а какому «власть мешает».
Роман Винтонив, корреспондент «Сніданку з «1+1»:
1. Не встигаю слідкувати за усіма досягненнями українських журналістів, тому відповідь - не знаю. Ні. Я не буду святкувати.
2. «Я б відзначив» - таке формулювання лестить, звичайно. ) Я можу лише сказати, чия робота мені страшно подобається - Сергія Лещенка і Мустафи Найєма, за їхні розслідування. Відзначив би ще одну колегу, але мене одразу звинуватять у заангажованості, тому не скажу її прізвища.
3. Жодної. Але, можливо, це через те, що я не надто пильно слідкую за журналістикою.
Николай Княжицкий, генеральный директор телеканала ТВі:
1. Я не считаю, что профессиональные праздники являются праздниками в том классическом понимании, когда есть повод что-либо отметить. Можно подумать о своей профессии, обсудить ее с коллегами. Тот телевизионный марафон, который будет транслировать «Телекритика», это и есть самый удачный способ отпраздновать.
2. Есть очень много достойных журналистов, никого обижать не хочу. Но мне определенно нравится Лариса Ившина в газете «День», Юлия Мостовая в «Зеркале недели», Сергей Лещенко в «Украинской правде», мне всегда импонировал Виталий Портников как журналист. Это люди, которые стали известными и заметными. Но заслуги тех, чьи имена пока не известны, совсем не меньше.
3. Среди украинских журналистов начинает возрождаться замечательная тенденция быть всегда беспристрастным, независимым от политических предпочтений. Это происходит в интернете и печатных средствах массовой информации. К сожалению, на телевидении меньше. Когда Лещенко абсолютно смело критикует членов правительства Януковича и в то же время пишет о муже Тимошенко, который пришел ее защищать, Сергей остается независимым от своих политических предпочтений. Вот это мне нравится!
Никита Василенко, преподаватель Института журналистики:
1. Ходят разные слухи о том, как возник этот праздник. По одним, когда-то к Кучме пришла весьма эффектная дама и сказала: «Леонид Данилович, у нас 5 июня День журналиста. Знаете, что за праздник? Это день рождения газеты «Правда». А в демократическом государстве он не может совпадать с Днем журналиста». Вот она и предложила шестое число, не знаю, почему. Потом мы все вступили во Всемирную организацию журналистов, которая через год заставила платить членские взносы в помощь пострадавшим в горячих точках журналистам. Мы отказались, и нас из организации исключили. А 6 июня Днем журналиста так и осталось.
Я не признаю этот праздник по одной простой причине - он ничем не обоснован. Это не день рождения какой-то газеты, не день рождения Розы Люксембург, как 8 марта. За праздник прессы я двумя руками за, потому что сам работаю в газете и, как ни банально, считаю, «четвертая власть» - единственная стучащая и доносящая нам информацию. Давайте сделаем праздник, который будет соответствовать национальному сознанию, например, выход первой газеты.
2. Я выделяю изящность статей Олега Базара в «Левом береге» и философскую загадочность Дмитрия Литвина. Поверьте мне, я читаю эту газету не потому, что там хозяйствует моя дочь, ведь я достаточно самокритичен, а потому что я знаю, какие средства брошены на финансирование «Левого берега» и там собраны отличные журналисты. Традиционно я читаю ироничного, скорее пессимистичного Алексея Мустафина.
3. Для меня, разумеется, это было выступление Сони Кошкиной на программе Савика Шустера и ее статьи в «Левом береге». По-моему, это потрясающе! Я сейчас работаю начальником штаба одной партии и всегда даю статьи Сони Кошкиной, а не чьи-то чужие. И, заметьте, это совершенно объективно.
Вячеслав Пиховшек, публицист:
1. Все эти так
называемые профессиональные праздники - это вообще не праздники, а особенно
если учесть степень дробления этих профессий. Удивлен, что общественная тусовка, которая
почему-то именует себя гражданским обществом, вовремя остановилась. Как же
так? Ведь нет дня оператора, звукорежиссера, нет дня системного администратора,
осветителя... Резервы здесь практически неограниченны - существует же день
нотариуса! Я считаю, что мы находимся в ситуации буйного помешательства, касающейся
общественной активности вообще, и праздников в частности. Вы себе представляете
такое же количество праздников в Европе или США? В общем, я не отмечаю и не
планирую - кому надо, тот пусть празднует.
2. Тенденции прошлого года таковы же, что и в позапрошлом году: самопиар вместо профессионального роста и слив компромата под названием «журналистские расследования». Одна заинтересованная сторона приходит к журналисту, дает в зубы ему бумаги, он публикует их и говорит, что это журналистское расследование - разве есть что отмечать в таком случае? Были еще дети, которые организовали «Стоп цензурi!». И которые требуют от депутатов декларации о доходах, которую положено печатать, между прочим, по Закону о госслужбе и Закону о борьбе с коррупцией. По большому счету, они должны подавать в суд всякий раз, когда декларация не предоставляется, но не делают этого. То ли потому, что законов не знают, то ли потому, что не очень умны. Какой бы причиной они не руководствовались, я не могу назвать их движение «событием».
3. За прошлый год в украинской журналистике на случилось ничего - ни важного, ни стоящего упоминания. Могу только сказать, что запомнилось: сюжеты про инопланетян в итоговых выпусках новостей. Скоро, я думаю, мы будем свидетелями спиритических сеансов и телепатической связи. И об этом тоже будут сюжеты в новостях.
Мустафа Найем, журналист:
1. Праздновать на самом деле нечего, печальная тенденция этого года - уход людей из той журналистики, которой я занимаюсь. Впрочем, я и в другие годы этот день не отмечал.
2. Кого поздравлять? Многих журналистов, которых я считал своими коллегами, с которыми мы были близки по духу, не стало. Османа Пашаева нет, Сергея Андрушко нет, Дарка Чепак ушла, Роман Скрыпин ушел - и не будем обсуждать его работу на «Подъеме». Савик Шустер, скажем так, стал другим.
Взамен никто не пришел - или, может быть, пришли, но тусуются в неизвестном мне месте, скрываются до поры до времени, наверное. Зато у нас много людей получили звание заслуженных журналистов. Не могу не отметить Ларису Губину и прочих, людей ярких, честных, со своим мнением, получивших в нынешнем году это звание. Можем еще поздравить Нагиева - новое лицо на нашем телеэкране. Он ведь теперь украинский журналист, я правильно понимаю?
3. Единственное, что случилось важного в этом году и при этом позитивного - это принятие Закона о доступе к публичной информации. И то, насколько я знаю, его собираются изменить, так что праздник на самом деле тревожный.
Всегда ваши, Дульсинея и Мусинда Катасоновы
Фото Владимира Герасимова, Яны Новоселовой, Руслана Новосела, timetolive.ru, mediananny.com, glavcom.ua, nikvesti.com, obozrevatel.com