Елена Загороднюк: «Первый национальный станет кузницей кадров»
Моя Мусинда захотела в новом году не только рассказывать о телевидении, но и самой делать какие-нибудь (обязательно гениальные!) проекты. Правда, для этого, понятное дело, нужно слегка подучиться. Поэтому мы решили разузнать подробнее, где и как обучают «телеискусству». И начали с «Телеакадемии», которая открылась на Первом национальном. Поймав перед занятиями ее руководителя и преподавателя курса «Организация производства», академика EMMY Елену Загороднюк, прижали к стенке и начали допрос.
- Елена, расскажите, что такое ваша «Телеакадемия», и чем она отличается от других подобных проектов?
- Это проект, аналогов которому нет в Европе. Это очень активная ролевая игра в телевидение. Мы не хотим никого обманывать. За два месяца научить нельзя вообще чему-либо, а телевидению ‑ тем более. Не секрет, что нужно обладать огромной суммой знаний, чтобы работать на телевидении. Но уникальность этого проекта в том, что с первого дня прихода в «Телеакадемию» слушатели причастны к телеэфиру. Сначала пассивно, в качестве гостей в студии. Первый месяц они получают теоретические консультации, возможность соприкоснуться с процессом телепроизводства, посещают различные проекты, знакомятся с такими понятиями, как студия, аппаратная, съемки на ТЖК, ПТС. То есть вначале наши студенты адаптируются в сфере телевидения.
Второй месяц - это уже подготовка собственных проектов, эфирных программ. У нас есть своя студия, мы арендуем технику. Всё по полной программе.
- По каким критериям вы отбираете слушателей?
- Критерий один - адекватность человека. Фейс-контроль, все-таки, необходим, но если вам уже исполнилось 16 лет, можете учиться. К нам приходят совершенно разные люди: старшеклассники, взрослые люди, которые имеют по два-три образования, но их творческое начало не реализовано. Пожалуйста, мы им даем эту возможность.
- А как ваши студенты выбирают темы для собственных проектов?
- Как правило, в течение первых нескольких недель у них уже появляются творческие задумки. Кстати, в результате первого набора появилось два очень интересных авторских проекта. То есть пришедших с улицы людей наша «Телеакадемия» подтолкнула на создание авторского проекта. Идея нова, интересна, телевизионно реализуема, и я думаю, ее можно предложить любому каналу для реализации. Во время съемок мы, конечно же, не бросаем студентов одних, с ними всегда находится рядом представитель телевизионной группы, но в основном они все делают сами. Сами снимают сюжеты, монтируют, пишут тексты и т. д.
- Каким документом вы снабжаете ваших выпускников?
- Они получают диплом участника телевизионного проекта «Телеакадемия», подписанный Бенкендорфом. Там указывается, какие теоретические курсы они прослушали, и практические навыки по какой специальности получили.
- Принимает ли Бенкендорф непосредственное участие в работе «Телеакадемии»?
- Он крестный отец этого проекта, дал ему путевку в жизни. Надо сказать, что уже в самой задумке есть здоровая доля авантюризма. Это трудоемкий проект, достаточно сложно реализуемый, и такого раньше никто не делал. Егор всегда берется за сложные проекты, ему интересно их делать.
- Почему срок обучения именно два месяца? Чем это обусловлено?
- Мы не видим смысла в растягивании процесса. Это два месяца глубокого погружения в телевидение, где вы получаете реализацию с первого дня. Делать это дольше двух месяцев - значит переводить всё уже на профессиональный уровень. Потому что людям пробовать уже не интересно. Те, кто может, уже убедились в том, что они могут. А те, кто не может - тоже уже это поняли. Два месяца ‑ это и теоретическое представление, и практические навыки. Люди слушают лекции, чтобы получить телевизионное мировоззрение и понять, хотят ли они этим заниматься. А второй месяц - это практика, во время которой каждую неделю они готовят пятничный эфир.
При этом происходят удивительные вещи. Например, кто-то болен, но все равно бегает и занимается своим проектом, к моменту эфира выглядит уже абсолютно здоровым, а после - ушел на выходные хворать. Здесь есть возможность для каждого почувствовать здоровую «болезнь» телевидения, понять, насколько это сложно и какая это ответственность.
Что самое важное ‑ у нас не бывает отрицательного результата. Потому что, если человек понял: телевидение - это «не его», тоже результат. А ведь можно было потратить пять-шесть лет жизни на путь в никуда, на обучение профессии, которая «не твоя».
20% наших слушателей уже получили предложение о работе. Мы многим помогаем раскрыть творческий потенциал. Например, у нас учился один серьезный мужчина, с тремя высшими образованиями, одно из которых он получил за рубежом. Пришел он к нам с одной целью: изнутри посмотреть, чтобы во всех рекламных акциях ему не вешали лапшу на уши. Он эти знания получил. Но теперь этот человек не хочет заниматься своим бизнесом, а мечтает снимать кино.
- Были ли среди студентов такие, кто разочаровался и бросил еще до окончания курса?
- Конечно. Но я бы не назвала это разочарованием. Одна девочка ушла от нас в «Интершколу». Она поняла, что ей это интересно, и ушла на более длительный курс. Еще одна дама пришла, надеясь потом поработать в определенной программе. Но мы не смогли ей предоставить такую возможность. Мы не гарантируем получение работы. Поэтому такой вопрос сразу оговариваем. В течение двух месяцев мы даем только возможность заявлять о себе на экране. Знаете, парадокс: вроде бы, Первый национальный канал никто не смотрит, но при этом все видят. То есть вот тут-то человек получает все карты в руки. А дальше уже многое от него самого будет зависеть.
Вообще, если 20% выпускников получили предложение о работе - это уже неплохой результат. Думаю, мы можем сказать, что Первый национальный ‑ кузница кадров. Если бы такие ролевые игры проводились при обучении другим профессиям, глядишь, не было бы столько плохих специалистов и исковерканных судеб. Я считаю, со временем наши выпускники станут настоящей рекламой «Телеакадемии».
Ну, желаем вам, чтобы так оно и было!
Ваши Муся и Дуся
Фото Павла Старостенко