Сергей Лещенко: «Я за дебаты Порошенко с Зеленским, но с одним условием: дебаты должен вести Савик Шустер»
2 апреля в эфире программы «Громадського ТВ» «Нині вже» побывал Сергей Лещенко – народный депутат, в 2019-ом году заявивший о выходе из фракции Блока Петра Порошенко. Не так давно он в интервью российской «Новой газете» открыто заявил, что консультирует кандидата в президенты Украины Владимира Зеленского. Мы пересказываем месседжи Сергея Лещенко из беседы с ним Анастасии Станко и Василия Пехньо.
В избирательном штабе господина Зеленского я не работаю. Что касается выборов, нужно уважать выбор украинских граждан. Украина очень разная, и никто не имеет монополии, чтобы трактовать Украину по-своему. Естественно, у Зеленского есть свое видение Украины как у человека, который избирается в президенты. Однако это не значит, что его видение противоречит проукраинским взглядам, или что оно является антиукраинским. Украина, она разная, и говорить про избирателей, что они не правы, что они ангажированы, что они «ватники» - это неправильно. Это не очень умная технология: обижать людей. С точки зрения использования этой технологии, я призываю сейчас всех защитников блока Порошенко говорить максимально обидные слова в адрес электората Зеленского. Говорите их дальше, это как раз является ресурсом для усиления Зеленского. Чем больше ненависти, чем больше оскорблений в адрес Зеленского и его избирателей, тем сильнее Зеленский и его избиратели. Это закон современной политики.
Хиллари Клинтон тоже когда-то сказала избирателям Трампа, что они - это корзина с мусором. Сейчас есть даже в Википедии отдельная статья на эту тему, как Хиллари Клинтон обидела избирателей Трампа. И она Трампу, конечно, этим помогла.
Я за дебаты Порошенко с Зеленским, но с одним условием: дебаты должен вести Савик Шустер. Потому что когда-то Пётр Порошенко сказал, что он за свободу слова, а потом лишил Савика Шустера работы и выгнал его из Украины. Пусть в этом случае Савик Шустер ведёт эти дебаты, так я считаю.
На самом деле, я уверен: сейчас мы не должны заниматься фетишизмом. Сейчас у людей такой вот фетишизм: если есть дебаты – это честные выборы, если нет дебатов – это нечестные выборы. Дебаты – это важный инструмент демократического общества, и я за дебаты. Но для того, чтобы у Петра Порошенко сейчас было моральное право вызывать кого-то на дебаты, он должен отработать дебаты
Вообще, я считаю, что любой человек может пройти через дебаты и не получить в итоге никакого положительного результата. Я напомню, в
Вы спрашиваете, не угрожает ли Украине деукраинизация в результате президентства Зеленского, а также примирение с Россией и отказ от курса Евроатлантической интеграции? Я отвечаю – нет, не угрожает. У меня есть встречный вопрос: не угрожает ли президентство Порошенко сближению с Россией? Во время президентства Петра Порошенко, Антимонопольный комитет в декабре 2015-го принял решение отдать Виктору Медведчуку трубопровод, по которому качается дизель «Роснефти». Я напомню, что Виктор Медведчук является членом семьи Владимира Путина. Проходит год, и в 2016 году Антимонопольный комитет принимает решение, чтобы фирма-прокладка Виктора Медведчука купила в «Роснефти» всю собственность, которая находится на территории Украины, это нефтебазы и бензиновые заправки. Я хочу подчеркнуть, что у нас уже сейчас есть та пророссийская политика, при действующем президенте. Тому пример вот эти два решения, которые принял Антимонопольный комитет. А что произошло дальше? А произошло то, что член семьи Владимира Путина Виктор Медведчук сейчас контролирует 40 % дизельного рынка Украины. И когда обычный украинец заправляет дизелем свою машину, или украинские военные заправляют дизелем свои машины, или когда украинские железные дороги покупают дизельное топливо, то каждый второй литр дизеля идёт от «Роснефти» через фирму Медведчука.
У нас в Украине сейчас идёт избирательный процесс, и все выбирают своих кандидатов. Однако президент Порошенко, кроме того, что он кандидат, он ещё и действующий гарант Конституции. Это он должен держать планку так высоко, чтобы правила были для всех одинаковы. А если эти правила опускать ниже плинтуса, не нужно потом удивляться, что все остальные начинают играть по этим правилам.
Что касается оккупированных территорий, а также относительно участия президента в программе объединения Украины. Я уверен, что президент своим лидерством и своей позицией должен показывать, что украинцы на оккупированных территориях – это тоже украинцы. И я уверен, что президент должен перейти линию разграничения и говорить с людьми с той стороны. А он этого не делает, он ни разу там не был, не смотрел в глаза этим людям.
Для меня ещё в январе было очевидно, что Зеленский побеждает на этих выборах. Я просто видел динамику избирательной кампании, изучал социологию и вообще занимался этим вопросом серьезно. Я понимал, что человек идёт в президенты, не имея достаточно опыта и знаний в вопросах его будущих компетенций. Моей задачей было давать советы и консультировать этого человека, чтобы он был готов к президентству и разделял наши общие ценности.
Зеленский – это народный трибун, такой, какие были в античности. Своими шутками он сообщает народу то, что он думает про политику, про отношения государства и общества. И он говорит то, что говорят люди, и поэтому имеет поддержку такого большого количества людей.
P.S. от «Детектора медиа»: Напомним: в 2014 году Сергей Лещенко заявлял, что «время Шустера ушло»: «Когда смотришь Шустера, возникает ощущение, что в стране ничего не поменялось. Не было 100 убитых. Нет кровавых рек из цветов на Институтской. Нет фамилии Януковича на сайте МВД в разделе "Розыск". Те же самые фейсы в кадре. Половина присутствующих в студии ничего из себя не представляют и являются или друзьями Шустера, или мужьями его сотрудниц, или просто его содержантами. Непонятно, это эфир за март 2014-го. Или за октябрь 2012-го. Или за апрель 2011-го. Не хватало Ляшко, заявленного по звонку Левочкина. Зато был Катеринчук. Можно смотреть без звука – ничего не потеряешь. Жизнь течет своим чередом... Нет, друзья, так дело не пойдет. Шустер – это такая же атрибутика эпохи Януковича, как и «Межигорье2. Он просто неинтересен в условиях демократии. Время Шустера ушло. Просто он этого еще не понял».
Но в 2016 году вместе с Михеилом Саакашвили и Савиком Шустером они создали Комитет спасения свободы слова в Украине, в связи с аннулированием разрешения на работу в Украине последнему.