На «Интере» разберутся со шпионами
Российские кинематографисты уже в четвертый раз решили «замахнуться на Бориса нашего Акунина». После «Азазеля», «Турецкого гамбита» и «Статского советника» они экранизировали еще одно произведение этого писателя - «Шпионский роман». И, кстати, опять не без участия Никиты Михалкова, точнее, его киностудии «Три Тэ».
Интересно, что именно Никита Сергеевич несколько лет назад позвонил Федору Бондарчуку и предложил почитать «Шпионский роман». «Я его тогда не просто прочитал, а сожрал за несколько часов, - сознается сейчас Бондарчук-младший. - Книга невероятно увлекательная: совершенная в жанре, фантастическая по темпу и напряжению. И, конечно, Октябрьский меня заинтересовал. Точнее, заинтересовал - это мягко сказано...»
Ну вот, а что из этого всего получилось, украинские телезрители впервые смогут убедиться 20 января, когда на канале «Интер» состоится премьера сериала. Причем все четыре серии покажут в один день. За что каналу особое спасибо - мы с Мусей, например, не любим мучиться в ожидании развязки интриги.
Надо сказать сразу, что Эраста Петровича в романе нет, зато все главные действующие персонажи в литературном оригинале как-то с ним связаны - кто родился в той же деревне, кто был причастен к исчезновению Фандорина... Вместо него действуют чекист, отсидевший в сталинских лагерях и восстановленный в должности, старший майор госбезопасности Октябрьский и его молодой помощник лейтенант Дорин. Как отметил Бондарчук, ему лестно, что их тандем с актером Данилом Козловским иногда сравнивают с тандемом Шерлока Холмса и доктора Ватсона. «Акунин мне сказал: «Я вам ничего не буду советовать, потому что вы сами придумаете, как играть Октябрьского. Единственное, что для меня важно: биография этого человека должна читаться в его глазах».
Мне кажется, Акунин моим Октябрьским доволен - он мне сказал такие хорошие слова, - заметил Федор. - Они дорогого стоят. А ведь Акунин жесткий критик кинематографистов, по его мнению, в кино не бывает идеальных экранизаций».
Зато выбор на роль постановщика молодого ученика известного режиссера Владимира Хотиненко («Макаров», «Мусульманин», «По ту сторону волков») - Алексея Андрианова - Борису Акунину пришелся не по душе: в своем блоге он заметил, что это верх авантюризма, отдать столь дорогостоящий проект дебютанту. «Я отнесся к этой идее неодобрительно, - написал автор. - Когда продюсеры нас знакомили, я попросил отдать мне молодого человека для разговора тет-а-тет. Алексей начал мне рассказывать, как он собирается передать латентную хулиганистость романа при помощи визуального приема: показать не реальную Москву 1941-го, а город сталинской фантазии, сохранившийся на Генплане 1935 года. И я заслушался, и снял со стены икону, и благословил».
Напомню, в романе накануне Второй мировой происходит напряженный поединок двух разведок - германские специалисты проводят сложную многоходовую операцию, чтобы убедить руководство СССР в том, что войны до 1943 года не будет. Со своей стороны, НКВД в лице Октябрьского вербует молодого боксера, стараясь раскрыть вражеский заговор. Однако оказывается, что в деле фигурируют и некие засекреченные личности, причем их след ведет куда-то к советской верхушке...
Сам Бондарчук говорит, что Акунин прекрасен и велик, что режиссер Андрианов - мечта актера, и что он впервые горюет о завершившемся съемочном процессе. И о своем герое, который живет в доме на Набережной, где у него есть только табуретка, жесткая кровать, шкаф, два костюма и бритвенные принадлежности. «В первую очередь я горевал из-за расставания со своим персонажем Октябрьским, - сказал он. - Это тоже было со мной первый раз в жизни. Мне было реально грустно расставаться с этим безумцем. И еще, самое важное, что я хочу сказать: мы в «Шпионе» всё сделали по чесноку. Все на сто процентов. Говорят, выше головы не прыгнешь? Так вот мы прыгали».
Основные съемки проходили в Минске, в городе, который стал почти киношной Меккой, и в фильме снялись Владимир Епифанцев, Виктория Толстоганова, Виктор Вержбицкий, Алексей Горбунов, Андрей Мерзликин. Премьера фильма переносилась раз за разом, а специально для ТВ был сделан отдельный вариант. «Я видел телевизионный вариант, - говорит Бондарчук, - туда всё попало. И это другое кино, стопроцентно детективный жанр. Четыре летящих серии, где всё рассказано, все линии, которые есть у Акунина, сохранены, крючки цепляют. А теперь представьте - всё это сжать в час сорок минут экранного времени. Монтаж был кровавый».
«Фильм получился стильный, - отметил и Борис Акунин. - В нем редкая для нашего кинематографа вещь: совершенно нет провинциальности. Если там и ощущается некоторый тарантинизм, то неподражательный, без перевода с американского. Андрианову, пожалуй, удалось создать собственный стиль. В общем, думаю, мы с этим режиссером еще поработаем».
Ну что ж, мы с сестричкой в предвкушении.
Ваша Дуся
Фото: kinopoisk.ru