Александр Роднянский: «Майдан создал все нынешние проблемы Украины»
Продюсер Александр Роднянский рассказал журанлисту издания «Собеседник» Дмитрию Быкову, что думает о Майдане, Порошенко и Януковиче. Как выяснилось, Роднянский разделяет «сердечную боль» россиян и считает, что Крым был бы неизбежно присоединен к России:
- Нельзя не спросить про Украину. Вы там жили...
- Что значит «жил»? Я киевлянин. У меня там не только сотни друзей, но и родственники.
- И что теперь будет?
- Будет то, что официально называется деэскалацией. Понижение градуса. Война на юго-востоке постепенно перейдет в войну терминов. Она и сейчас уже идет: Донецк говорит - федерализация, Киев - децентрализация. На деле это означает, что регионы получат максимум полномочий, выбор губернаторов вместо назначения и т.д. В пределах, как Порошенко это назвал, унитарного государства. Но, сказав про унитарное государство, он к жителям юго-востока тут же обратился по-русски. Видимо, в новой Украине у каждого региона будет свой закон о языке и свой пантеон героев.
- Вы хорошо знаете Порошенко?
- Кто в Киеве его не знает? И он знает всех. Он единственный украинский политик, который дружил со всем спектром - от Медведчука до Литвина. Он участвовал в формировании Партии регионов и партии «Солидарность». И в отличие от явно неадекватного Виктора Ющенко, он умеет договариваться. Вообще же, друзья, хочу вас разочаровать - или, наоборот, обрадовать: я приветствую своих друзей, стоявших на Майдане, чтобы покончить с воровской властью, и при этом я к Майдану отношусь без фанатизма. Фанатизмом я переболел в 2004 году, да и тогда быстро разглядел новые лица и расстался с иллюзиями. Да, людям надоело воровство - масштабов его на Украине вы, я думаю, не представляете. 80 процентов всей собственности сосредоточено в руках четырех олигархов. Где-нибудь еще в Европе такое есть?
- Думаю, что и в Азии нету.
- Тем не менее. Заметьте, кстати, что в какой-то момент Майдан пропустил возможность мирного выхода из кризиса. И в январе, и в феврале еще было не поздно остановиться. Ведь Янукович шел уже на любые условия Майдана, готов был уйти через восемь месяцев, сделать Яценюка главой правительства - и тогда кто знает, как бы все обернулось? Я восхищался теми, кто выходил на Майдан, и категорически не понимаю тех, кто швырял в милицию «коктейлем Молотова». Я не понимаю, почему в январе-феврале нужны были непрерывные потасовки, стычки, почему люди вооружались, почему новая власть сразу озаботилась статусом русского языка (и отняла у него статус второго государственного)...
Почему надо было любой ценой, не дожидаясь перевыборов, гнать Януковича? Не подумайте, что я его защищаю. Он, в чем нет никакого сомнения, был избран законно. Форсировав его изгнание, Майдан создал все нынешние проблемы Украины - от фактической гражданской войны на юго-востоке до утраты Крыма. Он и его соратники - как их сразу стали называть, его банда - успели не только уехать, но и многое вывезти: я хорошо вижу, сколько их прибавилось в Москве и на каких хороших машинах они ездят. И уж конечно, надо было очень постараться, чтобы шахтеры, которые при Януковиче работали в пятидесятиградусной жаре, в смертельной опасности и за пятьдесят долларов в месяц, вышли с оружием в руках защищать прежнюю власть. Это значит, что новая даже не сделала попытки с ними договориться, а в образовавшийся вакуум полезли далеко не безупречные силы.
- Но Крым-то наш?
- Крым был сердечной болью россиян с 1992 года: через него прошла главная трещина, его утраты никто не мог простить. Балабанов в девяносто пятом мне объяснял, что Крым будет русским и что пора отомстить за Севастополь (эта фраза попала в «Брата-2»). Будем честны: Украина ничего не сделала для Крыма за годы независимости. Только разрешила крымским татарам вернуться на родину. Присоединение Крыма было, боюсь, неизбежно - это не Донецк, где до сих пор нет единства...
- Донецк получится замирить?
- Думаю, да. Но у России ведь с самого начала не было планов присоединять Донецк. Сейчас уже ясно: если бы она хотела ввести туда войска, давно бы ввела.
- И вы исключаете оттяпывание Донецка и Луганска?
- Да, как и полномасштабную войну России с Украиной. Сейчас уже видно, что пик пройден. И когда мне говорят: «Вот как Европа повлияла на Путина, вот как его сдержали Штаты!» - я всегда отвечаю: что значит «сдержали»? У него не было намерений идти на Киев.
- А можете вы сказать, что вам внушает оптимизм в отношении Порошенко? Какая-то чисто человеческая черта, какие-то его взгляды...
- Пожалуй, его семья. У него совершенно особые отношения с женой, действительно небывалые, он на других женщин не смотрит в принципе. И дети у него не имеют ничего общего с так называемой золотой молодежью, которой в Киеве полно и которая мне отвратительна. Вообще, если хотите понять политика, обратите внимание на его детей.
Интересно, что Александр Ефимович считает, что русский язык в Украине носил статус второго государственного и этот статус отменили после бегства Януковича.
Ваша Муся
Фото: bigmir.net