«Хунта», «Правый сектор» и «фашисты» по приказу сверху покинули мозг россиян
Согласно исследованиям «Медиалогии», российской информационно-аналитической системы, мониторящей СМИ, с некоторых пор в российских СМИ стали меньше называть украинское руководство «киевской хунтой» и «карателями», а «ополченцев» - «сторонниками федерализации», пишет «РБК». Фу-ууух, можно выдохнуть. Ну раз теперь можно расслабиться - и, наконец, перестать волноваться о том, что «хунта» воюет на востоке против «сторонников федерализации». Более того, журналисты признают, что «смягчить риторику» их попросили сверху.
По результатам исследования, Украина до сих пор - самая популярная тема российских СМИ - более 6 тыс. заметок в лентах агентств и более 4 тыс. сюжетов на ТВ - но при этом пропаганда работает уже чуть-чуть в другом ключе.
«Если в конце апреля (после введения режима АТО), мае и начале июня действия киевских властей на Донбассе описывались на госканалах как "карательная операция" более чем в 12% от общего числа всех сюжетов "Первого канала", "Россия 1" и НТВ об украинском кризисе (в среднем в 120 сюжетах в неделю), то на неделе, начавшейся 23 июня (20 июня Порошенко объявил об одностороннем перемирии с ополченцами), этот термин использовался лишь в 0,7% случаев (8 выпусков).
"Правый сектор" в феврале-начале июня упоминался на телеканалах почти в 18% всех выпусков (в среднем 165 сюжетов в неделю), в последние три недели июня - уже только менее чем в 7% (в среднем 60 сюжетов в неделю).
В те же сроки "бандеровцы" фигурируют на ТВ в 21 и 4,7 выпуска в неделю соответственно. При этом используемая телеканалами терминология более эмоционально насыщенна: "Правый сектор", "киевская хунта" и "карательная операция" в сообщениях РИА Новости и ИТАР-ТАСС в общей массе заметок об украинском кризисе фигурируют значительно реже, чем на ТВ. Пики употребления терминов "фашисты" и "бандеровцы" приходятся на моменты массовой гибели людей - после событий в Одессе и Мариуполе.
Говоря о вооруженном конфликте, агентства предпочитают термин "антитеррористическая операция". Эволюция терминологии, используемой по отношению к воюющим на Донбассе, произошла еще в конце апреля-начале мая, свидетельствуют те же данные. Если с начала апреля по середину мая чаще использовался термин "сторонники федерализации", то уже с конца апреля его вытесняют "ополченцы". При этом в последнюю неделю июня появляется "Новороссия", которая упоминается в 10% телесюжетов и почти 7% сообщений информагентств». - пишет РБК и даже приводит слова одного анонимного источника в информагенстве, которая говорит, что в какой-то момент ее прямо попросило руководство не называть «ополченцев» «сторонниками федерализации».
Кстати, о Новороссии - это заметно невооруженным глазом. Например, раньше на «РИА Новости» в конце КАЖДОГО материала об Украине была такая маленькая справочка
«Что происходит на юго-востоке Украины
С середины апреля киевские власти проводят на востоке Украины спецоперацию с целью подавления протестного движения, возникшего как реакция на смену власти, которая произошла в стране 22 февраля после многодневных столкновений в центре Киева. В Москве эту спецоперацию, которая уже привела к многочисленными жертвам, назвали КАРАТЕЛЬНОЙ и призывают Киев немедленно ее прекратить».
А теперь, после «смягчения риторики», слово "карательный" из «справки» исчезло, зато - опля! - появилась Новороссия:
«Что происходит на Украине и в Новороссии
Массовые антиправительственные акции начались в юго-восточных областях Украины в конце февраля 2014 года. Они явились ответом местных жителей на насильственную смену власти в стране и последовавшую за этим попытку отмены Верховной радой закона, предоставляющего русскому языку статус регионального. Центром противостояния пророссийски настроенных граждан с властью в Киеве стал Донбасс».
Но есть имеется уже некая Новороссия, в которой - заметьте, именно «в», а не «на» - что-то постоянно происходит. Интересное замечание по поводу риторики канала «RT» высказал его сотрудник - не могу удержаться, приведу цитату:
«Раньше при освещении украинских событий мы работали, как "Первый канал", а сейчас стараемся демонстрировать объективность", - говорит собеседник. Петра Порошенко после его победы на выборах на президентских выборах в эфире перестали называть "шоколадным королем", как это делалось ранее. Также канал перестал употреблять слово "хунта" по отношению к новым властям и слово "боевики" при обозначении членов "Правого сектора". Инструкции, как называть тех или иных участников событий, даются редакторами в устной форме, говорит собеседник. "Главная мысль, которую мы должны донести теперь, - это то, что Россия не является участником событий, что она поддерживает ОБСЕ и держится как наблюдатель".
Нет, ну какие же молодцы! Разогрели страну до истеричной ненависти к «хунте» и «правому сектору» - а теперь «стараются объективно освещать». Честно говоря, даже не знаешь, смеяться или плакать в этой ситуации.
Кстати, «смягчение риторики», как пишет издание, может связано исключительно с перемирием - а сейчас все начнется сначала - наверное, утомленный разум рядового россиянина и не успеет почувствовать передышку.
Ваша Дуся
Фото: