«Моя грішна журналістика»: грехописание от Вергелес
Какие образы возникают в вашей голове, когда вы видите книгу с названием «Моя грішна журналістика»? В моем воспаленном мозгу пулей пронесся суровый блондинистый образ какой-нибудь Анны Герман. Ан нет, это оказалось автобиографическое эссе приличного человека - заместителя главреда ZIKа Татьяны Вергелес. Сами понимаете, пропустить такую книгу я не могла, и готова поделиться впечатлениями от новинки.
Теоретически «Моя грішна журналістика» - автобиографическое эссе. Практически - сборник из 49 глав-рассказов «за жисть». Я называю их рассказами, поскольку не могу подобрать более точное определение. Это воспоминания автора о зарубежных командировках, работе в разных львовских СМИ, коллегах, политиках, рабочих курьезах, иногда - нечто лиричное и совсем отвлеченное, вроде воспоминаний об открытии памятника Тарасу Шевченку и рассуждений о курортных романах. Время от времени эту разношерстную автобиографическую россыпь украшают интервью Татьяны Вергелес, в разные годы взятые у известных людей - записанная в далеком 2001 беседа с Юлией Тимошенко, интервью с Таисией Повалий и Игорем Лихутой, вдовой писателя Олеся Гончара, джазменом Алексеем Козловым. Перемежают эти главы так называемые «записи у Фейсбуці» - короткие тексты, перекликающиеся (а иногда и не перекликающиеся и более напоминающие «Цитаты великих людей») с основными рассказами.
«Книгу можна читати по-різному: як ненав'язливий практикум із журналістики, усічену, суб'єктивну, історію становлення львівської преси у незалежній Україні (початку 90-х ХХ ст.) і проростання інтернет-журналістики «в особі» Інформаційного агентства ZIK. А можна - як автобіографічне есе і збірник не запліснявілих інтерв'ю, репортажів та нарисів, надрукованих у різних періодичних виданнях. А хтось цей текст сприйме як посиденьки у Фейсбуці і психотерапевтичні теревені з друзями. І не помилиться». Так «Моя грешная журналистика» описана в аннотации. Звучит красиво, а на выходе имеем занимательный, но винегрет. При достаточно четкой структуре книги у автора получился местами очень интересный, а местами - банальный и дышащий романтическим пафосом гипертекст. Вот такие метания из крайности в крайность, не дающие определиться и сказать книге однозначное читательское «да» или «нет».
Более всего мою неромантичную душу смущают тексты на совсем уж отвлеченную от журналистики тематику. Безусловно, Татьяна Вергелес - личность незаурядная, и богатый журналистский опыт делает ее интересной для читателя. Но, увольте, писать о том, как замечательно поехать на природу и кушать малину с куста - это, конечно, мило, но это даже не «посиделки в Фейсбуке», а откровенный «флуд во Вконтакте». Черт возьми, я и без этого знаю, что ягоды с куста прекрасны, а от такого автора, как Вергелес, ожидаю чего поинтереснее. А раз уж малина, то пусть она будет изложена в более оригинальной форме. И, если в воспоминания о том, как создавался ZIK, или интервью с цыганским бароном из Молдавии вчитываешься с жадным интересом, то отдельные тексты вызывают нервный зуд (особенно это касается преимущественно банальных «записів у Фейсбуці». Впрочем, даже в не очень удачных - на мой вредный и крайне субъективный взгляд - текстах все равно проскальзывают интересные детали: воспоминания о молодом Олеге Тягнибоке и Тарасе Чорноволе, упоминания о зеленых да неопытных, а ныне известных журналистах вроде Святослава Цеголко, Олега Базара и Олексы Шалайского. Хотя от ласкового пафоса порою сводит затылок и возникает ощущение, что автор так и не избавилась от романтического флера эпохи «Нашей Украины» и «мессии» Виктора Ющенко.
С другой стороны, при всех минусах, книга Вергелес - это свидетельство уходящей эпохи, рассказ о журналистике времен начала Независимости - местами не очень профессиональной, трогательной, смешной, но именно той, без которой было бы невозможным современное медиапространство Украины. Некоторые тексты хочется пометить грифом «Как не надо писать», но следует отдать должное автору - к своим работам она относится с известной долей юмора и самокритичности. Так что я бы рекомендовала студентам журфаков читать Вергелес - для общего развития.
Как по мне, «Моя грішна журналістика» - скорее локальный продукт. Эта книга важна для истории львовской журналистики, она, безусловно, будет интересна местным медийщикам и деятелям культуры - в особенности тем, кто знает автора. Однако, чем дальше от Львова и от поколения Татьяны Вергелес, тем меньше читателей оценит «Мою грішну журналістику». Впрочем, когда такие светлые и жизнерадостные тексты без грамма цинизма пишет человек, собаку съевший в журналистике, это выбивает почву из под ног и заставляет читать до конца. Что уже хорошо.
Ну и название. Да, оно привлекает внимание. Однако, если учесть, что книга интересна в первую очередь журналистам - нынешним и будущим - то вряд ли такое название вызовет интерес и позитивную реакцию потенциального читателя: слишком уж банально и пошловато. В то же время не могу не отметить приятный глазу минималистичный дизайн: «Мою грішну журналістику» хочется рассматривать и взять в руки, за что отдельное спасибо издательству «Аверс».
Честно говоря, я так и не определилась, нравится мне книга Татьяны Вергелес или нет. Бурного восторга она у меня, как вы догадались, не вызвала. Однако интервью со вдовой писателя Олеся Гончара заставило умерить скепсис и попридержать бурные потоки критики - можете считать это моей маленькой слабостью. Что с нас, безнадежных любителей литературы, возьмешь...
Ваша Муся
фото: zik.ua