Травля российского глянца: следующими съедят L'Officiel и GQ?
С начала октября в России развернулась полноценная травля глянца. Все началось со скандального материала Марии Байбаковой, искусствоведа и дочери олигарха Олега Байбакова. Статья «Увольнять прислугу нужно быстро и без свидетелей» в журнале Tatler порвала не только российского обывателя, но и лондонское издание The Times. Вспыхнул скандал, Маше и Tatler пришлось извиняться, а власти начали как-то неблагосклонно поглядывать в сторону распоясавшегося глянца. По крайней мере, так кажется на первый взгляд. Однако, судя по всему, уничтожение глянца - хорошо спланированная акция кремлевской верхушки, поддержанная на всех уровнях, от Госдумы до фэшн-блогеров.
Tatler и издательский дом Conde Nast могут гордиться - издание, рассказывающее о красивой жизни, умышленно или неумышленно, вызвало глубокую обеспокоенность российской политической «элиты». И условной первой ласточкой можно считать не колонку Байбаковой, а статью «Я думала, Дима другой», написанную на основе интервью экс-супруги пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова (российски мэм «усы Пескова» - это о нем). Статья о красивой жизни подтянутой блондинке в Париже, о ее вкусах, элитной школе, где учится дочь. Упоминается причина развода Песковых - роман Дмитрия с фигуристкой Татьяной Навкой. Казалось бы, что тут такого? Однако, как резонно подмечает в своей колонке для Bloomberg Леонид Бершидский, тут двойной провал: мало того, что возникает вопрос, откуда столько денег у госслужащего, так еще и история распада семьи слабо вяжется с путинской пропагандой традиционных ценностей. И вообще, распоясались - глядишь, так и до Людмилы Путиной доберутся.
Статья в Tatler вышла 11 сентября. Уже 17 сентября в Госдуме представили закон об ограничении иностранного капитала в СМИ до 20%. 23 сентября закон принят в первом чтении. 29 сентября - опять Tatler, статья Байбаковой. Кстати, между этими двумя материалами было еще интервью с 25-летней женой управляющего делами российского президента Владимира Кожина Олесей Бословяк. Казалось бы, тоже ничего особенного, но вопрос «откуда деньжищи» и несоответствие декларируемым традиционным ценностям, опять же, очевидны. 1 октября - извинения Байбаковой. И 1 же октября депутат Вадим Деньгин, один из авторов законопроекта об ограничении иностранного капитала в СМИ, вносит рациональное предложение - не позволять изданиям писать на непрофильные темы
«На страну идет массированная информационная атака, что люди, которые специализируются на развлекательных СМИ, начинают скупать общественно-политические СМИ или перестраивать развлекательные СМИ под общественно-политические, как это делает, к примеру, ИД Hearst Shkulev Media», - заявляет Деньгин.
2 октября - официальные извинения Tatler за статью Байбаковой. Но, кажется, уже поздно. На следующий день, 3 октября, в федеральной «Российской газете» выходит колонка Петра Орлова «Гламурная нищета» (Почему наши звезды из мира глянца светят не для России?). Лейтмотив сего текста - «не надо нам такого глянца» - щедро снабжен «наездами» на Ксению Собчак и прочих неугодных автору представителей России в фешн-индустрии. Это светская львица и экс-редактор Harper's Bazaar Мирослава Дума, модель Лена Перминова, дизайнеры Ульяна Сергиенко, Наталья Алавердян и Вика Газинская. Все они, оказывается, эксплуатируют российскую культуру, а сами не любят Родину, не помогают российским молодым талантам - в общем, достойны порицания.
Собчак в долгу не осталась и 7 октября опубликовала ответ на «Снобе». Кстати, накануне неуемный Tatler опять проштрафился и опубликовал прекрасную фотосессию жены и детей помощника Путина, Владислава Суркова. Но вернемся к полемике Собчак и Орлова. «То ли донос, то ли выступление престарелой девственницы-завуча на школьном собрании», - охарактеризовала Ксюша опус Орлова, и заодно популярно объяснила, чем занимаются Алавердян и Газинская, кто эти «молодые таланты», которым они якобы не помогают, и кто из них на самом деле достойно представляют Россию на международном уровне, ничего не ожидая от государства. На Собчак попытались наехать униженные и оскорбленные ее статьей (вроде певиц Анны Семенович и Елены Ваенги - право, странно, что Никита Михалков промолчал) - и очередной скандал вроде бы утих.
11 октября к травле глянца подключаются «рабочие и крестьяне» - одна из топ-блоггеров российского ЖЖ Лена Миро высказывается насчет того, что больше ни за что в жизни не купит журнал Vogue. А все потому, что там педофилия. Все бы ничего, но непристойная фотосессия, так возмутившая Миро, появилась во французском Vоgue еще в декабре 2010-го. Приглашенный редактор номера, дизайнер Том Форд, пошалил и сделал более чем провокационную фотосессию с 10-летней моделью Тилан Бландо во взрослой одежде и мейк-апе. Этот скандал стоил тогдашнему главреду Vogue Карин Ройзенфельд работы, но, в общем, все пошумели и забыли. И тут российская топ-блоггерша спустя три года очень показательно начинает плакать над загубленным детством и усиленно пинать Vogue. И этот народный гнев юзеров очень здорово вписывается в общую схему травли глянца.
15 октября журнал Maxim из так не нравящегося депутату Деньгину Hearst Shkulev Media публикует милейший материал «Миру - лайк!». В этот же день Путин подписывает закон «О внесении изменений в закон Российской федерации "О средствах массовой информации», ограничивающий иностранный капитал в СМИ до 20%. А 17 числа Роскомнадзор уведомляет Махім о возможном внесении в черный список за удаленный еще летом материал «Как правильно давать взятки в России». Эдакий звоночек, сигнализирующий - «Вы нам не нравитесь».
Все очевидно, кроме одного: кто станет следующим? Судя по всему, очень скоро попытаются прижать к ногтю Esquire (Sanoma Independent Media ) и GQ (Conde Nast): в конце концов, обвинения в «непрофильности» - это камень именно в их огород. С Esquire могут повременить: в конце июля нынешнего года руководство «ушло» главного редактора Дмитрия Голубовского, а его место занял Игорь Садреев. С 2010 по 2011 Садреев занимал должность шеф-редактора программы «Центральное телевидение» на НТВ, после чего три года был глваредом онлайн-газеты The Village. Дмитрий Голубовский не слишком охотно комментировал свое увольнение. Однако последний «голубовский» выпуск Esquire был посвящен Крыму - на обложке актер Райан Гослинг сидел на фоне крымскотатарского традиционного ковра, а внутри было интервью с Мустафой Джемилевым. Не берусь ничего не утверждаю - возможно, к Голубовскому были обоснованные претензии, и Джемилев с Крымом тут ни при чем. Однако очень уж все сходится.
Что касается GQ, ребята регулярно позволяют себе провокационные колонки вроде «Обмани всех правильно» с упоминанием Путина и Эрнста от Дмитрия Глуховского. И, наконец, 16 сентября GQ присудил свою ежегодную премию «Журналист года» экс-сотруднику «Ленты.ру», верному соратнику Галины Тимченко Илье Азару (на церемонии Азар произнес пламенную антипутинскую речь). В общем, как это ни грустно, но я ставлю на GQ. Впрочем, сейчас активно ходят слухи о том, что Собчак станет главным редактором журнала L'Officiel. С учетом новых антиглянцевых реалий и крайне раздражающей для российских властей личности Ксюши, существование L'Officiel также оказывается под сомнением.
Муся
фото: top.rbc.ru, tattler.ru, esquire.ru