Денис Иванов: украинские журналисты сделали многое, чтобы развесить ярлыки на Донбассе
Ну и снова о Майдане - простите, не могу удержаться, день сегодня такой. Между делом я успела побеседовать с главой кинопрокатной компании "Артхаус Трафик" Денисом Ивановым. Денис родом из Донецка, а потому рассказал мне, как выглядел Майдан для жителей Востока, в чем виноваты украинские журналисты - и поделился порцией оптимизма по поводу перемен в нашей стране.
- Денис, вы были на Майдане?
- Да, я поддерживал Майдан и был на нем.
- Считаете ли вы, что Майдан запустил процессы в стране, которые в итоге оказались для нее губительными?
- Это не Майдан запустил эти процессы.
- А что или кто?
- Очевидно, что система, точнее отсутствие системы взаимодействия граждан и власти. А у нас ее не было, что и привело к такому конфликту.
- Конфликт возник, а власть пока не поменялась.
- Почему не поменялась? Я не знаю, мне кажется рано говорить об этом.
- А сколько времени должно пройти?
- Чем больше, тем лучше. Мне тяжело судить, потому что я не отслеживаю все, что происходит во власти, не отмечаю баланс позитивных и негативных изменений в ней и еще пока не могу прийти к определенному выводу. Но вообще не стоит оценивать все в черно-белых тонах. И, как мне кажется, какие-то вещи позитивные произошли все равно, которые очень важны для становления и нашего государства, и нашей страны, и нас как граждан.
- Некоторые наши граждане винят Майдан в том, что случился Крым и Донбасс.
- Вы знаете, у нас в стране всегда существовали противоречия Востока и Запада, Крыма и остальной Украины. Но до тех пор, пока кое-кто не стал играть на этих противоречиях, никакие процессы запущены не были. Я, например, убежден, что если бы не было внешнего влияния, то вряд ли к России отошел бы Крым. С другой стороны, люди, которых вынесло волной Майдана наверх – ведь люди, которые пришли к власти, имели малое отношение к Майдану, - и Янукович, и те, что извне, – все они нажали на какие-то кнопки, которые позволили развалиться стране.
Нужно помнить, что люди выходили на Майдан не из-за требований смены политической элиты, а из-за определенных убеждений. Все мы воспитаны в определенных культурных кодах – плохо врать, плохо воровать, нужно делать добро. Это вещи, которые не зависят от политической системы, они понятны во всем мире. И как только кто-то начинает навязывать обществу другие принципы – врать можно, воровать можно, отбирать можно – то тогда возникает жуткий диссонанс общества и власти. Наоборот, то, что Майдана произошел, – это хорошо, это показало, что люди научились объединяться. Я ходил на Майдан не потому, что хотел видеть во власти того или иного политика. Думаю, как и большинство. Поэтому обвинять в том, что произошло, людей, которые сказали "нет" - плохому, "да" - хорошему, довольно странно.
Поскольку я сам из Донецка, то неплохо представляю, как это выглядело на Донбассе, и с чем связано то, что такое количество людей поддержало Россию, «ДНР» и референдум. После отмены законов Колесниченко и бегства Януковича наступил момент растерянности, но все на самом деле радовались, что Янукович ушел. На Донбассе было очень немного людей, которые молились на этого лидера или на ту систему, которую он построил. Просто в какой-то момент пошел определенный сигнал, им стали навешивать ярлыки, и чувство человеческого достоинства, которое есть у всех людей, оказалось задето. Это и привело к таким последствиям.
- Как вы думаете, ярлыки были навешены украинской стороной?
- В смысле – украинской? Донецк – это тоже Украина, там 70% людей проукраински настроены.
- Да, конечно, Донецк это Украина. Но украинское телевидение добавило масла в огонь?
- Конечно же. И продолжают это делать. То, что сейчас идет война, – это следствие нетерпимости и элементарного непонимания того, что нужно разговаривать и не только говорить, но и достучаться до людей. Я уверен в том, что 70% граждан Донбасса были проукраинскими еще в начале марта. И когда очередной раз я слышу от политиков, чьи высказывания тиражируют СМИ, о том, что нужно обнести колючей проволокой Донбасс, я только могу себе представить реакцию проукраински настроенного жителя областей «по ту сторону колючей проволоки». Как он будет себя ощущать? Поэтому, я считаю, что журналисты сделали очень многое, чтобы ярлыки были развешаны.
Дуся
Фото: Максим Лисовой