Годовщина диктаторских законов: что произошло после 16 января 2014
Прежде чем большинство из нас уйдет на законные выходные, хочется вспомнить, что происходило в этот день, 16 января, год назад. Не то чтобы воспоминание о принятии позорных "диктаторских" законов Олейника и Колесниченко было самым приятным в моей жизни, однако забывать о событии, изменившим ход протеста на Майдане, уж точно не стоит.
16 января 2014 года парламент проголосовал за пакет из 11 законов и одного постановления, который разработали депутаты от Партии Регионов Владимир Олейник и Вадим Колесниченко. Эти законы жестко ограничивали свободу слова, а под запрет попадали практически все возможные формы протеста. Административная ответственность за движение транспортных средств более 5 в колонне, запрет деятельности СМИ без государственной регистрации, уголовная ответственность за «экстремистскую деятельность», клевету, блокирование государственных зданий, незаконный сбор и распространение информации о сотруднике правоохранительных и судебных органов - словом, даже части этого списка было достаточно, чтобы оштрафовать и посадить треть населения. Моим любимым пунктом был запрет на участие в демонстрациях с использованием средств, затрудняющих идентификацию личности, в ответ на который Майдан массово зачехлил головы балаклавами, новогодними масками, кастрюлями и прочим инвентарем.
"Драконовские", они же "диктаторские" законы Олейника и Колесниченко были приняты силами регионалов и коммунистов без обсуждения, путем простого поднятия рук. Подсчет голосов «за» проводился практически мгновенно – господин Олейник только успевал называть цифру 235. Ироничное отношение к подсчету более 200 поднятых рук за несколько секунд дало законам еще одно название – их начали называть «законами два-три-пять». Позже, когда журналисты спросили Олейника, как именно он считал голоса, регионал ответил, что даже не считал, а составлял всего два числа – 203 и 32. 203 регионала и 32 коммуниста, которые якобы присутствовали в зале и поддержали пакет законов.
Через два дня мирный протест на Майдане радикализировался: 19 января на улице Грушевского началось силовое противостояние между протестующими и силовыми структурами. Уже 22 января на Майдане появились первые жертвы, среди которых были украинец армянского происхождения Сергей Нигоян и белорус Михаил Жизневский. День Соборности стал датой начала массовых убийств в Киеве.
В условиях силового давления бывший президент, а на тот момент уже узурпатор Виктор Янукович вступил в прямые переговоры с оппозицией, результатом которых стала отмена Верховной Радой антипротестных законов, отставка правительства Николая Азарова и амнистия для задержанных милицией. 28 января 2014 года за отмену пакета законов проголосовал 361 из 412 народных депутатов, зарегистрированных в сессионном зале, Также была объявлена амнистия участникам протестов. Впрочем, повлиять на ход событий отмена законов уже практически не могла.
Менее чем через год, на внеочередных парламентских выборах, в Верховную Раду прошли 64 из 127 депутатов, голосовавших за "диктаторские законы". 53 из них были избраны по мажоритарным округам, один прошел от «Блока Петра Порошенко», 10 — по спискам «Оппозиционного блока». 11 декабря Верховная Рада голосами 264 народных депутатов внесла изменения в постановление о назначении руководителей, первых заместителей, заместителей, секретарей, членов комитетов парламента 8-го созыва. Согласно им, с руководящих должностей в комитетах были сняты депутаты, голосовавшие за «диктаторские законы» 16 января (общее число снятых составило 14 человек).
Владимир Олейник и Борис Колесниченко так и не были привлечены к уголовной ответственности - впрочем, как не понес ответственность ни один из депутатов, голосовавших за диктаторские законы. Кажется, руки правосудия добрались разве что до Андрея Портнова - бывшего первого заместителя главы администрации президента. Его объявили в розыск в деле по статье о присвоении, растрате имущества или завладении им путем злоупотребления служебным положением. На это понадобился ровно год.
Дуся
Фото: espreso.tv