Зураб Аласания: "Мы не можем себе позволить даже батарейку купить"
22 января будет праздноваться День Соборности Украины. С удивлением для себя, я обнаружила, что в программах телеканалов ничегошеньки не запланировано по этому поводу. Конечно, есть уверенность, что о таком важном событии вспомнят в новостях, но все же такая позиция каналов, мягко говоря, удивила. Даже на Первом Национальном – нет ни одной программы, посвященной Дню Соборности. В чем же дело? Информацию я получила из первых уст.
Генеральный директор НТКУ Зураб Аласания:
«Будет ли у нас что-то по поводу Дня Соборности Украины, я сейчас точно сказать не могу, так как программной политикой занимается мой заместитель Дарья Юровская. Мы делали сюжет и новость по поводу Марша Мира, который был в эфире 18-го января в 21.00 в воскресенье. Что могли сделать сами – на ногах, на коленках, то и сделали.
Сейчас у нас, как у любой бюджетной организации, не просто денег нет, а даже бюджета нет. Мы не имеем права даже батарейку за пять гривен купить. А прямую трансляцию всеукраинской акции «Одна єдина соборна Україна» мы бы с удовольствием сделали, мы это обсуждали, но это очень дорого. Сейчас мы в принципе ничего не можем сделать».
Более подробно со мной поговорила Дарья Юровская, заместитель генерального директора НТКУ:
«Мы планируем все заранее, и у нас нет такой жесткой привязки к датам. У нас 23, 24 и 25 января – в пятницу, субботу и воскресенье – запланирован показ фильма, который наши документалисты довольно долго снимали. Фильм «Кенгир. 40 дней свободы» о восстании в Кенгире.
Это довольно серьезный в украинской истории факт. Один из лагерей ГУЛАГа находился в Казахстане, в поселке Кенгир, недалеко от Жесказгана. Люди там добывали медь. В этот лагерь свозили депортированных украинцев в очень большом количестве. Там еще были и литовцы, и латыши, и русские, и казахи и множество людей других национальностей. Когда умер Сталин, им должны были ослабить режим, но лагерное начальство этого очень не хотело – лагерь строгого режима позволял начальству иметь хорошие пайки, зарплаты.
Но заключенные подняли восстание и 40 дней управляли лагерем. Наши документалисты много и долго работали по этой теме, ездили а Казахстан. Историю восстания в нашем фильме рассказывают выжившие люди. То, что некоторые очевидцы еще живы, лично меня поразило. Они очень хорошо говорят, все подробно вспоминают. Три серии фильма мы будем показывать в прайм-тайм три вечера подряд. Я всем советую посмотреть наш фильм. Я не понимаю в принципе, как эти люди выжили. Просто через 40 дней их переехали танками – всех, кто там был. Всех, кто погиб, просто захоронили в неизвестном месте, без имен и фамилий… Те, кто остался жив, сидели дальше. И с ними нам удалось поговорить. Я думаю, что наш канал выполнил часть функций Института национальной памяти. Проблема «не-соборности» Украины как раз в том, что часть населения знает советскую историю страны, а часть – устно переданную другую историю. Поэтому на Западной Украине знают про Кенгир, а на востоке многие люди не слышали о нем. Я сама узнала об этой странице в нашей истории пару лет назад. Мне кажется, что информация из уст свидетелей об этом – это важный вклад в дело соборности Украины.
По поводу освещения праздника , мы рассчитывали, что, может, что-то будет происходить на улице, но даже если будет – снимать такие акции - довольно дорогое удовольствие. Я бы не говорила, что только у нас проблемы с финансами. Мы живем в Украине и видим, что сейчас происходит в финансовой сфере. Конечно, мы бы постарались сделать какую-то уличную историю, но, повторяю, это очень дорого".
Дуся
фото: feg.org.ua