Первые смерти на Майдане: 22 января глазами медийщиков
Ровно год назад, 22 января, в День соборности Украины произошли первые убийства активистов Евромайдана. Во время противостояния на улице Грушевского были убиты украинский армянин Сергей Нигоян и белорус Михаил Жизневский, а также ранен львовский активист Роман Сеник, двумя днями позже скончавшийся в киевской больнице. Нам всем есть что вспомнить в этот день, а пока мы собрали воспоминания и мысли медийщиков о том, что произошло 22 января 2014 года.
Татьяна Печончик, журналистка, глава правления Центра информации о правах человека
Новина про смерть Сергія Нігояна настигла мене в Гаазі. Приголомшена, я сиділа просто на підлозі в коридорі нідерландського МЗС і в надцятий раз передивлялася "Кавказ". Не могла повірити. ЛЮДИНУ ВБИТО НА МАЙДАНІ. Вони перейшли червону лінію.
Ніяк не могла себе опанувати перед зустріччю з голландськими дипломатами. Сиділа і ридала.
А потім була та зустріч.
"...Ми занепокоєні. ...Ми співчуваємо. Але отак просто зараз взяти і поїхати в Київ, ні, то неможливо. І санкції - то непросто, треба будувати мости для діалогу, а не спалювати їх".
Моя співрозмовниця прямо не сказала, але ці ноти звучали поміж її словами: та то ж загинув (всього лише) один мітингувальник у далекій їй країні.
А пекельна машина запрацювала, і через півроку в небі над цією далекою їй країною загинули 196 громадян Нідерландів...
Все у світі пов'язано, моя geachte mevrouw. Ми в одному човні, і біда у нас тепер спільна. Ми переможемо, бо ми разом.
І я ще приїду не раз у Ваше місто. Воно тепер дуже важливе для моєї країни.
Соня Кошкина, шеф-редактор LB.ua
Ровно год тому - первые смерти.
Их было три: Жизневский, Нигоян и Сеник. За жизнь Сеника боролись, он умер в больнице 25-го, поэтому, говоря о 22-м, его часто несправедливо забывают.
По данным экспертиз, всех троих застрелили с близкого расстояния. 3-4 метра. Тогда как до кордона силовиков было метров 20-25.
Маневр понятен. Януковичу нужен был предлог для введения ЧП. И ему его обеспечили.
На Грушевского лилась кровь, а цветной телевизор показывал довольную физиономию Виктора Федоровича, вещавшего о модернизации. Видеообращение. Нашел время и место.
Кроме того, 22-го случилось еще несколько важных событий, которые также должны были поспособствовать ЧП.
Почему чрезвычайки все-таки не случилось, что конкретно помешало - в книге. Осталось меньше месяца.
А сегодня - аэропорт.
Скажите, закончится когда-нибудь эта чертова закольцованность событий?
Отар Довженко, медиаэксперт, преподаватель Украинского католического университета
Рік тому я був на кафедрі. Коли з'явилось новина про першого вбитого на Грушевського, Ігор Балинський відкинувся на спинку стільця і сказав:
- Це кінець тієї України, що була.
Я тоді подумав, що шеф, напевно, трошки перебільшує. Але, як бачимо...
Мириам Драгина, журналистка, на ведущая "Радио Аристократы"
Хочу попросить вас зайти на Грушевского сегодня. Там столько всего произошло год назад. Возможно, вы будете ехать мимо. Или окажетесь неподалеку. Скорее всего, и без меня собирались. Вспомнить Сережу Нигояня. Вспомнить Михаила Жизневского, вдруг вы его знали лично. Вспомнить всех жертв, что начались с того дня, так, что в году не осталось не траурных дат. Теперь счет на тысячи. Зайти и подумать о наших на войне. Погибших, раненых, всех. Тогда, год назад, стремление выгнать коррупцию обнажило реального врага. И знаете, лучше раньше и явно, чем бессознательно, медленно и тайно. А сейчас на Востоке страны он особенно буен. Хочется думать, что это агония. Иначе к чему невиданная активность. Еще хочется думать, что чудовищные ошибки украинской власти в этом противостоянии больше не повторятся. Хочется просто попросить вас зайти на Грушевского сегодня. Не обязательно свечи и цветы, камешек положить в память. Потому что кто мы без нее.
Дуся
Фото: facebook.com