Сергей Лещенко: мне стыдно за Сюмар и Червакову
Накануне произошло не слишком приятное событие: Комитет по вопросам свободы слова и информационной политики рекомендовал отправить на доработку законопроект № 20147 "О внесении изменений в статью 13 Закона Украины "Об авторском праве и смежном праве". Это тот самый ожидаемый медийщиками законопроект Сергея Лещенко и Мустафы Найема, который должен избавить журналистов от косвенной цензуры, в частности необходимости согласовывать тексты интервью.
Мои подружки из "Детектор медіа" уже писали, что думают о законопроекте члены комитета. Не смогла промолчать и инициатор законопроекта, заместитель главного редактора Kyiv Post и журналист The Wall Street Journal Катя Горчинская.
"Сегодня парламентский комитет "убил" законопроект Сергея Лещенко, Мустафы Найема, Владимира Арьева, Юрия Луценко и прочих, которым предполагалось "почистить" закон об авторском праве.
Но не это меня удивило, а то, что о слушаниях комитета авторам закона, насколько я понимаю, известно не было - по крайней мере, по словам Лещенко. То есть убивали скрытно, тайно.
Во-вторых, судя по тому, что написала "Детектор медіа", сделали это сами журналисты. В частности, Ольга Червакова и Виктория Сюмар.
Может, конечно, снова подлые журналисты что-то переврали, но если нет, то их аргументация просто на голову не налазит.
"Ольга Червакова зазначила, що той, хто дає інтерв'ю повинен мати право передивитися, сказане ним, бо не всі журналісти точно передають зміст."
Оля, так это проблема не авторского права, а системы образования, прозрачности регулирования и собственности медиа-рынка, а также функционирования судебной системы. Проблему нельзя починить наличием "цензурного" закона. тот, кто гадости писал, - продолжит. Закон тебе не поможет.
И еще вопрос к тебе: ты когда на телеканалах работала, ты часто давала депутатам редактировать свои синхроны? Если нет, то ты этот же закон и нарушала. он дает им право делать с синхронами все, что угодно, а ты их прав лишала - согласно собственной интерпретации закона.
Сюмар: «Водночас повністю прибирати узгодження інтерв'ю не варто, бо це може призвести до багатьох проблем, у тому числі й для ЗМІ. Але проблему треба врегулювати, на користь журналістів, на користь українського суспільства, але так, щоб це не завдало проблем самим ЗМІ»
Вика, ты о чем? Какие именно проблемы может создать для меня лично как представителя СМИ наличие цензурной статьи в законе об авторском праве?
Ты просто хочешь читать свои интервью? Ну так разговаривай об этом с журналистом. сама, без закона. Так публичные люди во всем мире делают: оговаривают обоюдо приемлемые условия для интервью, вот и все.
И последний вопрос. Какое отношение к авторскому праву имеет эта чертова статья? Что она хорошего делает для состояния авторского права в Украине (она ведь в законе об авторском праве находится)? Как она улучшает законодательное поле Украины и приводит его в соответствие с лучшими мировыми стандартами? Объясните мне, тупенькой, пожалуйста", - написала Горчинская в своем фейсбуке.
Остальные медийщики тоже не стали молчать.
"Мне стыдно за своих бывших коллег в журналистике и нынешних коллег в Раде Викторию Сюмар и Ольгу Червакову, которые заблокировали отмену идиотской нормы украинского законодательства о согласовании интервью. Если нардепам из других профессий еще что-то нужно объяснять, то и Сюмар, и Червакова должны знать, насколько неадекватно выглядит в нормальном современном обществе эта норма закона. Норма, которая обязывает журналиста идти и вычитывать текст интервью к тому, кто его дал. Коллеги, вы слишком быстро забыли, где заработали общественный капитал, который позволил вам стать депутатами - и чей цех вы представляете в Раде", - заявил один из авторов законопроекта Сергей Лещенко.
Виктория Сюмар и Ольга Червакова в долгу не остались, и онлайн-дискуссия стремительно набирала обороты.
"Відповідаю Сергію Лещенко - мені не соромно доопрацьовувати законопроекти, які не мають шансів бути ухваленими в залі, бо викликають зауваження практично у всіх депутатів і навіть у деяких журналістів та медіаюристів. Світлана Остапа підтвердить. Робота в ВР - це не пости в ФБ, це ПРИЙНЯТІ закони, а не написані гарні законопроекти, це працюючі на практиці норми. І ми зробимо все, аби ніхто не міг заборонити журналісту публікувати суспільно важливу інформацію, але в такий спосіб, який буде дієвим, аби бути проголосованим. І ще одне, соромно за колег, які замість щось робити разом обирають формат когось "присоромлювати" і звинувачувати. Хоча, звісно, прийняті закони викликають значно менше захоплення в ФБ, аніж обвинувачувальні пости... Це правда, мушу визнати", - ответила на обвинения коллеги Сюмар.
"Сергію, а хто тобі сказав, що комітет зобов'язаний приймати все, що подають депутати? Це позиція всього комітету, узгоджена з Громадмькою радою комітету, в яку входять журналісти також. В вашому законі предметом регулювання є взагалі авторське право, а не журналістський твір. Якщо ви проти того, щоб давати право чиноврикам вилучати з інтерв'ю суспільно значущу ініормацію, то так і сформулюйте цю норму. Просто доопрацюйте закон і переподайте", - заявила Червакова. И от волнения даже перешла на русский.
"Не спекулируй формулировками о том, что мы "забыли", "чей цех вы представляете в Раде". Из нас с тобой двоих только я пошла в комитет по свободе слова. Тебе важнее оказался политический туризм комитета евроинтеграции. Двери комитета по свободе слова открыты. Приходи. И сайт комитета тоже в общем доступе. Там с прошлой недели висел анонс о том, что сегодня будет рассматриваться твой законопроект. Депутат, которого волнует прохождение законопроекта, обычно присутствует на заседании комитета", - ответствовала Сергею Червакова.
Я очень надеюсь, что члены Комитета придут к консенсусу, и законопроект все же будет принят. И вообще - не ссорьтесь, мальчики и девочки.
Муся
Фото: Максим Лисовой, facebook.com