«Я против революционной целесообразности»: Зоя Казанжи об обыске у главреда «Таймера»
Как вы знаете, сегодня СБУ провела обыск в квартире главного редактора одесского интернет-ресурса «Таймер» Юрия Ткачева. Сообщившая об обыске, экс-журналистка и заместитель главы Одесской областной госадминистрации Зоя Казанжи поделилась мнением по поводу утренних событий.
Свои взгляды на обыск у Ткачева Казанжи изложила в «Фейсбуке».
«Нравится ли мне риторика Ткачева? Однозначно нет.
Нравится ли мне сайт Таймер? Однозначно нет.
Но я категорически против, чтобы любое задержание или закрытие чего-либо сопровождалось революционными целесообразностью и правосознанием.
Я категорически против, чтобы что-либо делалось в угоду только потому, что «люди требуют».
Есть закон, есть процесс, есть уголовный кодекс. Не хочу жить в джунглях вседозволенности и попрания прав. Вне зависимости – это Ткачев или комбат Мельничук. Вне зависимости – это Клюев или Вита Заверуха.
Но я очень хорошо понимаю, что так не будет. Это как с войной – она есть или ее нет? Перемирие – оно есть или его нет?
И что делать, если то, что принято воспринимать как журналистику, уже давно стало пропагандой, агитацией и идеологией? И уже давно диктует модели поведения, призывает к определенным действиям и делает все, чтобы градус ненависти рос ударными темпами?
Ну, про «Свободное радио и телевидение тысячи холмов» в Руанде уже даже как-то неловко напоминать.
Неловко, потому что нам тяжело представить, как можно было за такой короткий срок, за 100 дней, убить по разным данным от 500 000 до 1 000 000 человек, в основном тутси. На глазах всего мира.
Хотя, правда, у нас есть пример работы такого же «радио Руанды» – российского LifeNews. И других ресурсов, работающих как раз в сегменте пропаганды и призывов к насилию.
А что касается Радио Руанды, то процитирую Википедию: это была частная радиостанция, аффилированная с государственной станцией «Радио Руанды» и получавшая от нее финансирование. Его сотрудниками были исключительно хуту, и оно характеризовалось исключительной предвзятостью по отношению к тутси. Оно не только распространяло пропаганду против тутси, но и прямо призывало истреблять их, вплоть до перечисления подлежащих убийству людей с адресами их проживания.
Призывы обычно делались с использованием эвфемизмов, которые, как установил Международный трибунал по Руанде, однако, были однозначно понятны слушателям-руандийцам. Примерами таких призывов были «валите высокие деревья» и «истребляйте тараканов».
Некоторые люди — включая бельгийского посла и сотрудников нескольких гуманитарных организаций — осознавали опасность станции и призывали международное сообщество закрыть ее. Однако западные дипломаты частью не воспринимали опасность всерьез, частью считали вмешательство в деятельность частной радиостанции недопустимым нарушением свободы слова. Запад ограничился обращениями к президенту Руанды Хабиаримане, который обещал разобраться, но ничего не делал. Как американский, так и французский послы возражали против принятия мер к радио. Американский назвал его лучшим радио для получения информации, а его эвфемизмы — имеющими различные интерпретации.
P. S. Если Ткачев невиновен, об этом надо сказать. Если ему что-либо инкриминируется, это должно быть доказано. Иначе мы получим еще одного рейтингового пропагандиста», – написала Казанжи.
Искренне надеюсь, что СБУ предоставит нам подробную информацию о том, что инкриминируется Ткачеву и к каким выводам пришли силовики.
Муся
Фото: starylev.com.ua