Журналистка «Громадського ТБ» рассказала о детстве в Индии
Журналистка «Громадського ТБ» Кристина Бондаренко не зря позировала фотографу «БЖ»в образе индийской принцессы: на портале наконец вышел ее рассказ о детстве, проведенном в Индии. Если вам нужен мастер-класс по обращению со змеями и выживанию в антисанитарных условиях, это просто мастрид.
Как рассказала Бондаренко, в Индии она оказалась в девятилетнем возрасте – маму будущей журналистки пригласили туда на работу. В индийском городке Дургапуре Кристина провела около трех лет.
«Дургапур – это не туристический Гоа, а Индия в чистом виде. Настоящая индийская деревня, достаточно бедная. Трущобы вперемешку с домами богатых индусов.
Наш с мамой дом находился на центральной улице, по которой ходил автобус и возил родителей на работу, а детей – в школу. В домах было по четыре квартиры со старыми кондиционерами, которые часто не работали, потому что в сезон дождей отключался свет. Зато имелись вентиляторы. В каждом доме – три комнаты. Мы жили на первом этаже, у нас был свой задний дворик. Прямо во дворе росли бананы.
Напротив нашего дома стояли хижины бедных индусов. Это просто мазанки, облепленные коровьими лепешками. Потом этими лепешками они топят печи. Мы с этими людьми общались, играли все вместе с детьми.
Также рядом с домом была большая сточная канава шириной метров десять. В сезон дождей она наполнялась и превращалась в горную речку. Когда все высыхало, мы с друзьями по ней бегали».
Рассказ о змеях, надо сказать, тоже впечатляет.
«В Индию мы приехали без прививок. Мне иногда смешно, когда люди едут на Гоа и им говорят: делайте все прививки, ничего там не ешьте, все мойте, берите отсюда воду. Мы ели дикие ягоды, срывали их прямо с деревьев на улице, не мыли. Жарили какой-то хлеб на костре в лесу. По улицам бегали бездомные собаки, мы у них принимали роды. Родители – на работе, а дети – сами по себе.
Единственное, чему нас, детей, учили, так это, как обращаться со змеями. Нам говорили, что змея никогда первая не нападет, но вечером всегда нужно ходить с фонариком или идти и громко хлопать в ладоши. Помню, когда я вернулась из Индии в Украину, еще где-то полгода ходила по вечерам и хлопала в ладоши.
Второе правило, если увидел змею – замри на 20 секунд и не дыши. Помню, как-то я решила выйти из кухни во внутренний дворик, открываю дверь, а передо мной – кобра в стойке. Я замерла на 20 секунд, а потом резко захлопнула дверь. Обошлось, змея не напала.
Но вообще змей мы не очень боялись. Разделывали их уже мертвых, проводили над ними опыты. Были еще змеи-бананки – огромные, под два метра, которые живут в бананах. Однако они неопасные. К нам часто заходили местные укротители змей с дудочками, как в фильмах, и обещали за пару рупий научить, как их приручать. Мы тогда не знали, что у этих бананок нет ни зубов, ни яда.
Самыми страшными были змеи-«пятиминутки». Они часто заползали в душевую комнату. У нас не было ни ванны, ни нормального туалета – просто дырка. У индусов не принято устанавливать унитаз даже в богатых домах – это считается негигиенично. Так вот, из этих дырок в туалете и душевой часто вылезали «пятиминутки». Но мы уже к этому привыкли. Мама просто ошпаривала их кипятком.
Еще дома жили небольшие ящерицы, мы называли их «Машки», потому что они – как домашние животные. Правда, имели свойство падать ночью на голову.
Были и ужасные красные муравьи, термиты, которые съедали всю одежду. Мы привезли из дома советский карандаш от тараканов: рисуешь круг – и они за него не выползают. Мне очень нравилось рисовать эти круги, мы с друзьями фантазировали, что выгоняем таким образом нечисть, как в фильме «Вий». Заманивали муравьев в дом какой-нибудь едой, а потом вот так играли. Мама была в шоке».
Теперь понятно, откуда у Кристины Бондаренко такие крепкие нервы.
Муся
Фото: Дмитрий Куницкий